Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль",
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора труда в Республике Тыва ** от 30 октября 2015 года N общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Вертикаль" постановление государственного инспектора труда в Республике Тыва ** от 30 октября 2015 года N оставлено без изменения, жалоба директора ООО "Вертикаль" - без удовлетворения.
Директор ООО "Вертикаль" ** с решением судьи не согласился и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит об его отмене, указывая на то, что внеплановая проверка проведена без согласования с прокуратурой, доказательств введения рабочих мест в эксплуатацию не предоставлено, ООО "Вертикаль" не извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, максимальный размер наказания назначен с учётом отягчающего обстоятельства в виде несогласия с допущенными нарушениями, судом не принят во внимание довод ООО "Вертикаль" о малозначительности совершённого правонарушения.
Представитель ООО "Вертикаль" в судебное заседание не явился, хотя общество надлежащим образом было извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании государственный инспектор труда в Республике Тыва ** возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав государственного инспектора труда в Республике Тыва, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненадлежащее оформление трудового договора влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Статьёй 219 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Как усматривается из представленных материалов, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 13 октября 2015 года N в отношении ООО "Вертикаль" проведена внеплановая документальная проверка.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовых договорах, заключённых ООО "Вертикаль" с работниками, не включены условия труда на рабочем месте.
По результатам проведённой проверки должностным лицом ** составлен акт проверки от 21 октября 2015 года и предписанием от 21 октября 2015 года N на ООО "Вертикаль" возложена обязанность устранить выявленные нарушения трудового законодательства.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления государственным инспектором труда ** протокола об административном правонарушении N от 23 октября 2015 года в отношении ООО "Вертикаль".
30 октября 2015 года государственным инспектором труда в Республике Тыва ** вынесено постановление N о привлечении ООО "Вертикаль" к административной ответственности по части 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Факт совершения ООО "Вертикаль" указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: актом проверки от 21 октября 2015 года, протоколом об административном правонарушении N от 23 октября 2015 года, срочными трудовыми договорами с работниками от 1 сентября 2015 года, трудовым договором N от 03.11.2014 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с
требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Вертикаль" обоснованно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества квалифицировано по части 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать состоятельным.
Как следует из материалов дела, 21 октября 2015 года за исходящим N в адрес общества было направлено уведомление о том, что на 23 октября 2015 года в 9:00 часов назначено возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ. Данное уведомление получено 22 октября 2015 года Ш, которая в ООО "Вертикаль" занимала должность главного бухгалтера. К назначенному времени в Государственную инспекцию труда в Республике Тыва представитель ООО "Вертикаль" не явился, поэтому протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении указанного юридического лица составлен без участия его представителя.
Довод жалобы ООО "Вертикаль" о неправомерности проведения внеплановой проверки государственным инспектором труда в Республике Тыва без согласования с органами прокуратуры несостоятелен, так как согласование проведения внеплановой проверки с прокуратурой требуется только в случае, если внеплановая проверка проводится по основаниям, указанным в абзаце четвёртом части седьмой статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. В данном же случае внеплановая проверка в отношении ООО "Вертикаль" проводилась на основании приказа Роструда от 04.09.2015 года N 243 "О проведении внеплановых проверок соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах" в целях обеспечения исполнения поручения зам. Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 28.08.2015 г. N ОГ-П12-5928, о чём указано в распоряжении руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 13 октября 2015 года N 5-405-15-ПВ/7/49/1 (абзац 7 части 7 статьи 360 ТК РФ).
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).
В части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" указано, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Из имеющегося в деле штатного расписания ООО "Вертикаль", введённого в действие с 1 января 2015 года, видно, что должности работников, с которыми заключены срочные трудовые договоры без включения условий труда на рабочем месте, имелись уже на 1 января 2015 года, а сами трудовые договоры заключены с этими работниками с 1 сентября 2015 года, то есть шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, на момент заключения трудовых договоров истёк.
В связи с чем ссылка в жалобе на нарушение требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" также необоснованна.
Довод жалобы о малозначительности административного правонарушения был предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно отвергнут им по основаниям, приведённым в решении суда.
В то же время обоснован довод жалобы о назначении наказания с нарушением положений статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой определён исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При назначении ООО "Вертикаль" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей должностным лицом в качестве отягчающего административную ответственность наказания обстоятельства учтено "несогласие с допущенными правонарушениями", хотя действующим законодательством не предусмотрено такого отягчающего административную ответственность обстоятельства.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда в Республике Тыва от 30 октября 2015 года N и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года в части указания на наличие отягчающего обстоятельства и в части размера назначенного наказания нельзя признать законными, они подлежат изменению путём исключения указания об учёте в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства - "несогласие с допущенными правонарушениями" и снижения размера наказания.
Учитывая характер совершённого административного правонарушения и его последствия, финансовое положение ООО "Вертикаль", отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность привлекаемого лица, размер наказания подлежит снижению до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление государственного инспектора труда в Республике Тыва от 30 октября 2015 года N и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 марта 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив указание об учёте в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства - "несогласие с допущенными правонарушениями" и снизив обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль" административное наказание в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
Судья С.А. Железнякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.