Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Баутдинова М.Т., Сат Л.Б.,
при секретаре Сумба Ч.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по исковому заявлению Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Д. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минтруд РТ) о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, указывая на то, что решением Минтруда РТ от 20 февраля 2001 года N истцу была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии. С мая 2012 года в связи с принятием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва N 145 от 4 мая 2012 года "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" и постановления Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 г. N 511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва N 145 от 4 мая 2012 года" выплата ежемесячной доплаты ему была прекращена. Считает, что прекращением выплаты доплаты к государственной пенсии нарушаются его права на доплату к пенсии по возрасту, как государственному гражданскому служащему Республики Тыва. Просил суд взыскать с Минтруда РТ задолженность по доплате к трудовой пенсии в размере N руб и обязать Минтруд РТ восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии.
Решением суда от 18 ноября 2015 года исковое заявление Д. удовлетворено. Суд постановилвзыскать с Министерства труда и социальной политики РТ в пользу Д. N руб. в счёт доплаты к трудовой пенсии; на Министерство труда и социальной политики РТ возложена обязанность возобновить с 01 октября 2015 года начисление и выплату Д. ранее установленной ежемесячной доплаты к государственной пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства РТ N 205 от 12 ноября 2007 года "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва".
Не согласившись с решением суда, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. То есть при недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счёт средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В Республике Тыва отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий государственным служащим, в связи с чем решение суда о выплате доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе и означает нецелевое использование бюджетных средств.
В своих возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п.2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года N841 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года N 78 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва" решением Министерства труда и социального развития Республики Тыва от 20 февраля 2001 года N5 истцу Д., замещавшему государственную должность государственной службы Республики Тыва - заместителя министра, к государственной пенсии по старости была назначена ежемесячная доплата.
Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 г. N205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва", п.2 которого установлено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108 Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 признан утратившим силу.
Судом первой инстанции установлено, что прекращение с мая 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с вступлением в силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Д. о взыскании задолженности по доплате, исходя из размера, установленного Указом Председателя Правительства РТ N 205 от 12 ноября 2007 года "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", суд первой инстанции пришел к выводу, что Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145, отменяющий право истца на доплату к трудовой пенсии, не распространяется на истца, поскольку в нем отсутствует указание об обратной силе, кроме того, Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N145, отменяющий право истца на доплату к трудовой пенсии, в настоящее время отменен Указом Главы Республики Тыва от 24 июня 2015 года N 108.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не согласна по следующим основаниям.
Как Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года N 205, так и Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от мая 2012 года N145 разграничивали основания для назначения и порядок расчётов доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.Установленная органом государственной власти Республики Тыва доплата к государственной пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в отличие от гарантированного Конституцией Российской Федерации социального обеспечения (государственных пенсий), не носит бессрочный характер.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта Российской Федерации, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Указанная мера по своей юридической природе являлась дополнительным обеспечением лиц данной категории, предоставляемым им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких дополнительных выплат, равно как и их отмена, не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.
Судебной коллегией установлено, что Д. замещал должность государственной гражданской службы Республики Тыва, имеет стаж государственной службы 27 лет и соответствующие государственные награды, наличие которых в силу п.2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. N145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" является обязательным условием для назначения вышеуказанной доплаты лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Вместе с тем абзацы 7 и 9 п.2 Указа содержали условие о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не должен превышать 2,8 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 "О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" были утверждены Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и её состав.
П.8 Положения предусматривал, что в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва, включаются: а) должностной оклад; б) оклад за классный чин; в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере до 30 процентов; г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере от 60 до 150 процентов; д) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 25 процентов для лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере до 22 процентов; ж) ежемесячное денежное поощрение; з) районный коэффициент.
Истец Д. просит взыскать задолженность по доплате к трудовой пенсии с мая 2012 года.
Из справки Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ** Республики Тыва следует, что истец Д. является получателем трудовой пенсии по старости, размер пенсии по состоянию на май 2012 года (без учета валоризации) составлял N руб. Также из справок Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ** Республики Тыва следует, что в последующем за период с 2012 по 2015 г.г. имело место увеличение указанного размера пенсии истца.
Исходя из вышеуказанных абзацев 7 и 9 п.2 Указа, расчет размера N % месячного денежного содержания истца по соответствующей должности следующий: N руб. (должностной оклад по должности истца - заместителя министра) х 2.8 (ограничение по абз.9 п.2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 г. N145) х 1,4 (районный коэффициент) х 66% (45 % (за наличие стажа 20 лет) + 21% (по 3 % за каждый год стажа свыше 20 лет: 7 лет х 3% ) = N руб.
Следовательно, размер пенсии истца по состоянию на май 2012 года (без учета валоризации) - N руб. превышал N% месячного денежного содержания по его должности - N руб., что влечет невозможность выплаты истцу доплаты к пенсии, поскольку ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии истца и ежемесячной доплаты к ней составляла 66 % месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Таким образом, у ответчика имелись правовые основания для прекращения начисления и выплаты истцу ранее назначенной ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда в этой части не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии
Истец в заседании суда апелляционной инстанции отказался от исковых требований в части восстановления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Право отказа истца от иска предусмотрено ст. 39 ГПК РФ.
Согласно ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Судебная коллегия принимает отказ истца от иска в этой части, учитывая, что это не противоречит закону, не нарушает прав и интересов иных лиц. Истцу разъяснены последствия отказа от иска, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, согласно которой в случае отказа от иска повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
При таких обстоятельствах производство в части исковых требований Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии подлежит прекращению в связи с отказом истца от иска в этой части.
В силу ст.ст.98,100,101 ГПК РФ оснований для удовлетворения требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в сумме N руб. не имеется, поскольку в удовлетворении исковых требований истца о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии судом отказано, а от требования о восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истец отказался не вследствие его добровольного удовлетворения ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 ноября 2015 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении исковых требований Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии отказать.
Производство в части исковых требований Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии прекратить в связи с отказом от иска в этой части".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 мая 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.