Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Баутдинова М.Т.,
судей Дулуша В.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Г.К. к Администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва, Муниципальному учреждению "Управление социальной защиты и трудовых отношений" Администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва о признании действий Администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва, Муниципального учреждения "Управление социальной защиты и трудовых отношений" Администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва по прекращению выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии незаконными, обязании ежемесячно выплачивать доплату к трудовой пенсии в размере не ниже базовой части трудовой пенсии с учётом районного коэффициента, взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии по апелляционной жалобе истца Г.К. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Г.К. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва, муниципальному учреждению "Управление социальной защиты и трудовых отношений" администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва о признании действия муниципального учреждения "Управление социальной защиты и трудовых отношений", администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва по прекращению выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконным, обязании выплачивать ежемесячно доплату к трудовой пенсии с декабря 2015 года в размере не ниже базовой части трудовой пенсии в соответствующем месяце выплаты с учётом районного коэффициента, взыскании задолженности доплаты к государственной пенсии, судебных расходов, в обоснование иска указав, о том, что решением муниципального учреждения "Управление социальной защиты и трудовых отношений" администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва (далее - Учреждение) "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии" ей была назначена доплата к государственной пенсии с 01 апреля 2006 год. С 01 июня 2013 года выплата доплаты к трудовой пенсии ей была прекращена. На её обращение о причинах прекращения выплат Учреждение 24 июня 2006 года ответило, что решением Хурала представителей муниципального района "Кызылский район" от 23 мая 2013 года N 28 было утверждено новое "Положение об установлении, выплате и перерасчёте размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кызылского района", которым требуемый стаж на выборных должностях увеличен с одного года до 10 лет. Её стаж составил 3 года 6 месяцев 10 дней. Считает действия учреждения по прекращению выплаты ей доплаты к трудовой пенсии незаконным, поскольку ст. 4 ГК РФ закреплено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Помимо этого, действие данного решения распространяется на лиц, которым первоначально устанавливается доплата к государственной пенсии, а не на лиц, которые к моменту назначения доплаты уже получали её. С 01 февраля 2015 года по 01 декабря 2015 года базовая часть трудовой пенсии составляет ** руб. Общая сумма задолженности по выплате доплаты к трудовой пенсии по состоянию на 1 декабря 2015 года составляет ** руб.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Г.К. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Г.К. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указывает, что действие "Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кызылского района" распространяется на лиц, которым первоначально устанавливается доплата к государственной пенсии, а не на лиц, которые уже к моменту назначения доплаты уже получали указанную доплату. Она получает трудовую пенсию. Прекращение выплаты доплаты к трудовой пенсии ухудшает её положение, т.к. лишает её значительной части материального достатка, отчего она не имеет возможности в полной мере реализовать свои жизненные потребности.
В суде апелляционной инстанции истец Г.К., представитель истца А.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Представители ответчика - администрации Кызылского района Республики Тыва Д.Г., Б.А., ответчика - МУ "Управление социальной защиты и трудовых отношений" администрации Кызылского района Республики Тыва Р.Д., просили оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, а также ст.ст. 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности и выборные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления, в силу чего муниципальные органы имеют право корректировать правила исчисления доплат к государственной пенсии в зависимости от имеющихся у него финансовых возможностей.
Закон Республики Тыва от 12.01.2000 г. N 389 (ред. от 19.06.2013 г.) "О муниципальной службе" закрепил, что органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования могут устанавливать ежемесячные доплаты, в том числе с учётом стажа муниципальной службы, к пенсионному обеспечению муниципального служащего с использованием средств соответствующего местного бюджета в порядке, определяемом законом Республики Тыва. (статья 23 Закона).
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Следовательно, муниципальное образование вправе при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Поскольку доплаты за выслугу лет лицам, замещающим выборные муниципальные должности, выплачиваются дополнительно к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких доплат и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение лиц, замещавших выборные муниципальные должности, в том числе и Г.К.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 20 мая 2002 года по 01 января 2006 года Г.К. занимала выборную муниципальную должность - **.
Стороны не оспаривали, что в стаж работы для назначения доплаты к пенсии истцу подлежит в зачёт лишь период работы в качестве **.
Решением Председателя администрации Кызылского района Республики Тыва в соответствии с Решением Местного Хурала представителей Кызылского района "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших выборные муниципальные должности Кызылского района и муниципальные должности муниципальной службы Кызылского района" от 01 апреля 2006 года (далее Положение от 01 апреля 2006 года) истцу назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 01 апреля 2006 г., составляющая ** % месячного денежного содержания. Правомерность выплаты указанной доплаты и её размер по данному решению сторонами не оспаривались.
Положение от 01 апреля 2006 года утратило силу в связи с утверждением Решением Хурала представителей муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва - "Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лица, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Кызылского района" от 23 мая 2013 года N 28 (далее - Положение N 28), пунктом 2 которого было установлено, что лица, замещавшие на постоянной основе выборные муниципальные должности Кызылского района Республики Тыва не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", если освобождение от замещаемой выборной должности Кызылского района имело место не ранее 03 сентября 1997 года.
Пунктом 3 Положения N 28 закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении выборных муниципальных должностей Кызылского района от десяти до пятнадцати лет - ** процентов, свыше пятнадцати лет - ** процентов их месячного денежного вознаграждения.
Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с 01 июня 2013 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с утверждением Положения N 28 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовала.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Г.К., суд первой инстанции исходил из того, что Положением N 28 требуемый стаж для выплаты доплаты к пенсии лица, замещавшим выборные муниципальные должности, увеличен с одного года до десяти лет, в то время как стаж истца составил всего **. Кроме того, орган местного самоуправления с учётом финансового состояния местного бюджета может прекратить выплату данной доплаты, что не может расцениваться нарушением гарантированных прав истца на пенсионное обеспечение.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он сделан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Положение N 28 не должно распространяться на истца, поскольку оно не имеет обратной силы, необоснованны, поскольку пунктом 2 Решения Хурала представителей муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва от 23 мая 2013 года N 28 предусмотрено, что решение Хурала представителей муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва от 23 апреля 2010 года N 16 утратило силу.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением лиц, замещавших выборные муниципальные должности, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и муниципальным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших выборные муниципальные должности независимо от момента назначения им указанной пенсии.
В контексте изложенного судебная коллегия исходит из того, что применение Положения N 28 в настоящем деле возможно в силу права органов местного самоуправления самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило о том, что старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.
Поскольку Положением N 28 были введены новые критерии, на основании которых лицам, ранее занимавшим выборные муниципальные должности, подлежала назначению и выплате доплата к трудовой пенсии, а истец не имела необходимый в соответствии с новыми условиями 10-летний стаж работы на выборных муниципальных должностях, дальнейшее начисление и выплата указанной доплаты ответчиками осуществляться не должны были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента издания Положения N 28 у администрации Кызылского района Республики Тыва, МУ "Управление социальной защиты и трудовых отношений" администрации Кызылского района Республики Тыва имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии.
Иные доводы жалобы аналогичны тем, которые проверялись судом первой инстанции при разрешении спора и были обоснованно признаны несостоятельными, оснований не согласиться с этим судебная коллегия не находит.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.