Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая библиотечная система" Желудковой И.А. на постановление главного государственного инспектора Ольховского района Волгоградской области по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области от 29 декабря 2015 года и решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая библиотечная система"
,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Ольховского района Волгоградской области по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области П.Е.А. N " ... " от 29 декабря 2015 года Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенческая библиотечная система" (далее МУК "МБС") привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2016 года постановление административного органа от 29 декабря 2015 года изменено в части назначенного наказания, снижен размер назначенного МУК "МБС" административного штрафа со 150000 рублей до 75000 рублей, в остальной части жалоба МУК "МБС" на указанное постановление административного органа - оставлена без удовлетворения.
В жалобе в областной суд директор МУК "МБС" Желудковой И.А. просит об отмене решения судьи и постановления должностного лица, считая их незаконными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч.3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Ольховского района Волгоградской области по
пожарному надзору П.Е.А. от 20 ноября 2015 года, 23 декабря 2015 года отделом надзорной деятельности по Ольховскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области проведены внеплановые выездные проверка в отношении МУК "МБС" (Рыбинский филиала МУК "МБС" "Рыбинская сельская библиотека"), расположенного по адресу: "адрес", в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона "О пожарной безопасности" N123-ФЗ от 22 июля 2008 года.
МУК "МБС" в эксплуатируемом здании Рыбинской сельской библиотеки, расположенной по адресу: "адрес", допущены нарушения требований пожарной безопасности, образующие состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- не обработаны огнезащитным составом чердачные деревянные конструкции здания Рыбинской сельской библиотеки (п.21 ППР в РФ, ст.52, ст.58, ст.150 ФЗ N123 от 22 июля 2008 года);
- в помещениях библиотеки отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил. Представленная в ходе проверки инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует действующим требованиям (ППР в РФ, п.2).
- в помещениях библиотеки не обеспечено наличие планов эвакуации в соответствии с требованиями п.4.5.1, 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009. План эвакуации отсутствует. (п.7 ППР в РФ, ст.6 ФЗ N123 в ред. ФЗ N117 от 10 июля 2012 года).
- в помещении библиотеки, являющимся общественным, не обеспечено наличие таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР в РФ).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что юридическим лицом МУК "МБС" не выполнены требования пожарной безопасности, ответственность за которые установлена частью 3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- допущена эксплуатация электросветильника без защитного плафона (колпаков, рассеивателей): подсобное помещение - 1 шт. (Правила противопожарного режима в РФ, п.42 В);
- помещение библиотеки не обеспечено первичными средствами пожаротушения. В наличии имеется 1 исправный огнетушитель ОП-5 и 1 неисправный огнетушитель ОП-4 с истекшим сроком эксплуатации (сентябрь 2010 года). (Правила противопожарного режима в РФ, п.70).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что юридическим лицом МУК "МБС" нарушены требования пожарной безопасности, ответственность за которые установлена частью 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- автоматическая пожарная сигнализациях библиотеки не исправна. Помещения библиотеки не оборудованы дымовыми пожарными извещателями. Применяются тепловые датчики (НПБ 110-03: п.3 ст.4,6 Федерального закона N123-ФЗ).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения 29 декабря 2015 года МУК "МБС" к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2016 года постановление административного органа от 29 декабря 2015 года изменено, снижен размер административного штрафа, назначенного МУК "МБС" с 150000 рублей до 75000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Обстоятельства совершения МУК "МБС" административного правонарушения, предусмотренного ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 20 ноября 2015 года (л.д.15-16), актом проверки от 23 декабря 2015 года (л.д.17), протоколами об административном правонарушении от 23 декабря 2015 года (л.д.19-20,22-23,25-26), актом приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в собственность Рыбинского сельского поселения от 29 декабря 2006 года (л.д.27), постановлением по делу об административном правонарушении от 29 декабря 2015 года (л.д.29-30).
Все доказательства оценены должностным лицом и судьёй районного суда по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективно свидетельствуют о доказанности вины МУК "МБС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного чч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление проверила дело в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, вынесла законное и обоснованное решение.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности МУК "МБС", и снижения ему наказания сомнений в своей законности не вызывают, поскольку являются правильными.
Вопреки доводам жалобы, МУК "МБС" назначено минимальное возможное наказание с применением правил, предусмотренных ч.3.2 ст. 4.1, ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований, предусмотренных законом, для дальнейшего смягчения административного наказания, не имеется.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьей районного суда, а также к выражению несогласия с произведённой им оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они не опровергают наличие в действиях МУК "МБС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи.
Постановление о привлечении МУК "МБС" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи незаконными и необоснованными, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 9 февраля 2016 года и постановление главного государственного инспектора Ольховского района Волгоградской области по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области П.Е.А. N " ... " от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая библиотечная система" - оставить без изменения, а жалобу директора Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая библиотечная система" Желудковой И.А. - без удовлетворения.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.