Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.,
судей: Торшиной С.А., Блошенко М.В.,
при секретаре Лавровой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, администрации Песковатского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области, огородническому некоммерческому товариществу "Волгарь" (далее ОНТ "Волгарь") о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице представителя К.К.С.,
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2016 года, которым
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области удовлетворены частично.
На администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность обеспечить организацию питьевого водоснабжения в "адрес" питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения") в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
На ОНТ "Волгарь" возложена обязанность обеспечить подачу питьевой воды в "адрес" надлежащего качества (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения") в течение года со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области отказано.
Взыскана с ОНТ "Волгарь" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере " ... " ( " ... ") рублей.
Заслушав доклад судьи Торшиной С.А., выслушав представителя ответчика администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области К.К.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Д.Н.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области обратилось в суд с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, ОНТ "Волгарь" о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В обосновании иска указало, что Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ из водоразборной колонки по "адрес" в течение ДД.ММ.ГГГГ года исследовалось качество воды, отобранной из данной мониторинговой точки.
В ходе данной проверки было установлено, что качество питьевой воды, отобранной в указанной точке поселковой разводящей сети и подаваемой потребителям в "адрес", не соответствует установленным гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям: содержание железа составило - 0,65 мг/л в пробе, отобранной ДД.ММ.ГГГГ, 1,85 мг/л в пробе отобранной ДД.ММ.ГГГГ, 1,35 в пробе, отобранной ДД.ММ.ГГГГ, при норме 0,3 мг/л.
Таким образом, качество подаваемой населению питьевой воды не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Данное обстоятельство создает угрозу жизни и здоровью жителей поселка, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Тем самым нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей "адрес".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области в срок, установленный судом, обеспечить организацию питьевого водоснабжения населения "адрес" питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями), в том числе определить организацию, осуществляющую водоснабжение на территории сельского поселения (гарантирующую организацию), утвердить схему водоснабжения на территории сельского поселения.
Возложить на ОНТ "Волгарь" обязанность в срок, установленный судом, обеспечить население "адрес" питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями).
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ изменил исковые требования, в своем заявлении просил возложить на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность в срок, установленный судом, обеспечить организацию питьевого водоснабжения в "адрес" питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Возложить на ОНТ "Волгарь" обязанность в срок, установленный судом, обеспечить подачу питьевой воды в "адрес" надлежащего качества (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Определением Дубовского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2016 года прекращено производство по делу в части исковых требований о возложении на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанности по установлению гарантирующей организации и утверждения схемы водоснабжения.
Судом постановлено указанное выше решение. Удовлетворяя исковые требования Управления Роспотребнадзора Волгоградской области, суд исходил из наличия факта подачи питьевой воды в "адрес" ненадлежащего качества. Возлагая на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность устранить данные нарушения, суд исходил из того обстоятельства, что полномочия по организации водоснабжения в указанных населенных пунктах возложены на данного ответчика.
В апелляционной жалобе администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице представителя К.К.С. оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом первой инстанции при разрешении настоящего спора допущены нарушения норм материального права. По мнению ответчика, судом не учтено то обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения были возложены на администрацию Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области. В то время, как проверка качества воды проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть до передачи указанных полномочий администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Представители ответчиков администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, ОНТ "Волгарь", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, администрация Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, являясь собственником двух скважин питьевой воды, водопроводной сети, ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОНТ "Волгарь" договор о передаче муниципального имущества в эксплуатацию и техническое обслуживание имущества, расположенного на территории Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Из Устава ОНТ "Волгарь" следует, что предметом деятельности товарищества является, в том числе, обеспечение питьевой водой жителей "адрес", являющимися членами товарищества, а также членов их семей и неопределенного круга лиц, пользующихся питьевой водой.
В течение 2015 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области исследовалось качество воды, отобранной из мониторинговой в точке поселковой разводящей сети и подаваемой потребителям в "адрес". Согласно протоколу испытаний, качество исследуемой воды не соответствует установленным гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям: содержание железа составило - 0,65 мг/л в пробе, отобранной ДД.ММ.ГГГГ, 1,85 мг/л в пробе отобранной ДД.ММ.ГГГГ, 1,35 в пробе, отобранной ДД.ММ.ГГГГ, при норме 0,3 мг/л.
Таким образом, качество подаваемой населению питьевой воды не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", что создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе рассмотрения дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанности обеспечить организацию питьевого водоснабжения в "адрес" питьевой водой надлежащего качества.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 года N 156-ОД "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области" за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно внесённым изменениям от 30 июня 2015 года в статью 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 года N 156-ОД из полномочий сельских поселений в Волгоградской области исключены вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из указанных требований закона, с 01 января 2016 года (вступление в силу изменений в Закон Волгоградской области от 28 ноября 2014 года N 156-ОД) обязанность по организации водоснабжения населению в сельских поселениях возложена на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Выражая свое несогласие с постановленным судом решением, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения были возложены на администрацию Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области. В то время, как проверка качества воды проводилась в течении 2015 года. Ввиду чего полагает необоснованным возложение судом обязанности по обеспечению организации питьевого водоснабжения надлежащего качества на администрацию Дубовского района Волгоградской области.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами жалобы. То обстоятельство, что проверка качества воды проведена в течении 2015 года, то есть до передачи соответствующих полномочий администрации Дубовского района Волгоградской области, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по обеспечению организации питьевого водоснабжения надлежащего качества, поскольку стороной ответчика не были представлены доказательства тому, что после возложения данной обязанности на администрацию Дубовского района Волгоградской области, последней были устранены выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Иных доводов о несогласии с оспариваемым решением суда апелляционная жалоба не содержит.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все значимые по делу обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы, сделанные судом первой инстанции полностью основаны на исследованных доказательствах, то суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице представителя К.К.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.