Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Образцова О.В.,
судей Теплова И.П., Вахониной А.М.,
при секретаре Сошиловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от "ДАТА", которым решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от "ДАТА" N ... , от "ДАТА" N ... недействительными и не порождающими правовых последствий в части не включения в страховой стаж Андреевой Н. А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет с "ДАТА" по "ДАТА".
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области возложена обязанность включить Андреевой Н. А. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет с "ДАТА" по "ДАТА".
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области возложена обязанность назначить Андреевой Н. А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с "ДАТА".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения Андреевой Н.А., судебная коллегия
установила:
Андреева Н.А., "ДАТА" года рождения, обратилась "ДАТА" в суд с исковым заявлением об оспаривании решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Вологда, пенсионный орган).
В обоснование требований указала, что решениями данного пенсионного органа от "ДАТА" N ... , от "ДАТА" N ... , от "ДАТА" N ... истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 15 лет (включено в стаж ... лет ... месяца ... дней).
В страховой стаж истцу не были зачтены периоды ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет на Украине ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт признания ребенка данного родителя инвалидом, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом уточнения исковых требований просила суд решения пенсионного органа от "ДАТА" N ... , от "ДАТА" N ... в части отказа во включении в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом с "ДАТА" по "ДАТА" признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия, обязать ответчика включить данный период в этот стаж и досрочно назначить пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган - с "ДАТА".
В судебном заседании Андреева Н.А. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Вологда в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Вологда просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении заявленных требований без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку медицинский документ от "ДАТА" N ... на право получения пенсии по уходу за ребенком-инвалидом выдан на территории Украины, а не России, надлежащий документ, подтверждающий статус дочери истца как ребенка-инвалида, отсутствует.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичное положение содержалось в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до "ДАТА".
Согласно положениям пункта 34 Порядка подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
В соответствии с пунктами 12, 74 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Из Определения Конституционный Суд Российской Федерации от 03.11.2009 N 1365-О-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" усматривается, что положения указанной нормы закона, устанавливающие право одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком - инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет).
При этом необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
Из материалов дела усматривается, что Андреева Е.С., "ДАТА" года рождения, уроженка "адрес" является дочерью Андреевой Н.А. (л.д. 13).
Согласно записям в трудовой книжке Андреевой Н.А. данный работник был уволен "ДАТА" с должности уборщицы служебных помещений средней школы N ... "адрес" по ст. 38 КЗОТ УССР по уходу за ребенком возрастом до шести лет (л.д. 5-7).
Удостоверением от серии N ... , выданным "ДАТА" начальником "адрес", подтверждается назначение пенсии Андреевой Н.А. по уходу за ребенком-инвалидом Андреевой Е.С. в размере ... на период с "ДАТА" по "ДАТА" - до достижения ребенком возраста ... лет (л.д. 9).
Из медицинской справки от "ДАТА" N ... , выданной врачебной комиссией по форме N ... , утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины, для направления в орган социального обеспечения по месту жительства родителя ребенка-инвалида усматривается, что Андреева Е.С. имеет заболевание, влекущее за собой потерю слуха на оба уха (л.д. 40).
Согласно справке серии N ... от "ДАТА" Бюро N ... - филиала ФКУ ГБ МСЭ по Вологодской области" Минтруда России Андреевой Е.С. установлена третья группа инвалидности бессрочно по причине инвалидности с детства (л.д. 4).
Из письма Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" от "ДАТА" следует, что Андреевой Н.А. была назначена "ДАТА" социальная пенсия в связи с уходом за ребенком-инвалидом на период установления инвалидности с "ДАТА" по "ДАТА" (л.д. 31).
В настоящее время Андреева Н.А. является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована "ДАТА" по месту жительства на территории России по адресу: "адрес" (л.д. 18-19).
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие справки об установлении инвалидности дочери истицы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 данного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статьей 11 Соглашения установлено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Принимая во внимание то, что факт установления Андреевой Е.С. инвалидности по категории "ребенок-инвалид" до достижения ею возраста 8 лет и получение в связи с этим мер социальной поддержки, ее воспитание истицей до указанного возраста подтверждено совокупностью представленных вышеназванных доказательств (документами, выданными как компетентными органами Российской Федерации, так и Украины, подписавшей вышеуказанное Соглашение стран СНГ, следовательно, выданные компетентными органами Украины документы принимаются на территории Российской Федерации без легализации), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости включения вышеуказанного периода ухода истца за ребенком-инвалидом в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет.
Учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть достижение Андреевой Н.А. возраста 50 лет, наличие страхового стажа с учетом зачета вышеуказанного периода ухода за ребенком-инвалидом более 15 лет, вывод суда первой инстанции о том, что истица на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии имела право на досрочную страховую пенсию по старости является правомерным.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от "ДАТА" оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.