Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Балакиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бочаровой Т.В. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 2 марта 2016 года по иску Бочаровой Т.В. к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области", Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на меры социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Бочарова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" (далее ГУ ТО УСЗН ТО) о признании права на меры социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указала, что с 18.01.2014 имеет право на назначение пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел РФ, с 14.01.2016 имеет удостоверение "Ветеран труда". 14.01.2016 обратилась к ответчику заявлением о предоставлении ей, как ветерану труда, мер социальной поддержки по ст.3 и ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, однако в предоставлении указанных мер ей было отказано. Полагала данный отказ незаконным и нарушающим ее права. Просила обязать ГУ ТО УСЗН ТО признать за ней право на меры социальной поддержки назначить и выплачивать ей меры социальной поддержки по ст.3 и ст.7 данного закона, выдать справку для приобретения льготного проездного билета.
Определением от 11.02.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Тульской области.
В судебное заседание истец Бочарова Т.В. не явилась. Извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Бочаровой Т.В. по доверенности Бочаров А.Ю. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО "УСЗН Тульской области" по доверенности Гусева Т.А. исковые требования не признала, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, письменных объяснений не представил.
Суд решил:исковые требования Бочаровой Т.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ ТО УСЗН ТО назначить и выплачивать Бочаровой Т.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 14.01.2016.
Обязать ГУ ТО УСЗН ТО выдать Бочаровой Т.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области N83 от 15.02.2006 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области".
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе Бочарова Т.В. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Бочаровой Т.В. по доверенности Бочарова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Бочарова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент вынесения судом решения, проходила службу в органах внутренних дел Тульской области с 29.12.1995, ее общий трудовой стаж в календарном исчислении без учета времени учебы по состоянию на 29.12.2015 составляет 20 лет 03 месяца 28 дней, стаж службы в органах внутренних дел для назначении пенсии - 21 год 11 месяцев 11 дней.
14.01.2016 ГУ ТО УСЗН ТО выдало Бочаровой Т.В. удостоверение "Ветеран труда".
14.01.2016 Бочарова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по ст.3 и ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", выдаче справки для приобретения льготного проездного билета.
Решением ГУ ТО УСЗН ТО N82 от 18.01.2016 истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку она не достигла общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Согласно ст.13 Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области N493-ЗТО от 28.12.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Согласно ст.3 указанного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
В силу ст.7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что истец Бочарова Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, имеет удостоверение "Ветеран труда", имеет право на пенсию за выслугу лет, однако при этом не достигла общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна по следующим основаниям.Правовой анализ положений ст.ст.4,8,15 ФЗ от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону является исчерпывающим (ст.2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы.
Этот вывод подтверждает и анализ положений ст.2 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона N166-ФЗ и Закона N400-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону N166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).
Ранее в Федеральном Законе N173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в действующем в настоящее время Федеральном законе N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (ранее он входил в понятие "трудовая пенсия по старости", в настоящее время в "страховая пенсия").
Статьей 7 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 вступил в действие ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч.3 ст.36 указанного ФЗ со дня вступления его в силу ФЗ от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим ФЗ в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
В ст.8 федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что истец Бочарова Т.В., имеющая удостоверение "Ветеран труда", не достигла общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении данных требований, правильно указав, что данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста, такое право возникнет у Бочаровой Т.В. не ранее достижения возраста 55 лет.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения дела истец имела право на назначение пенсии по выслуге лет по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не является основанием для предоставления ей мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Разрешая требования Бочаровой Т.В. о предоставлении мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что законодатель при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст.3 ЗТО от 28.12.2004 N493 -ЗТО), установилдополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 ЗТО от 28.12.2004 N493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований истца в этой части.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 N201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что Бочарова Т.В., имеющая удостоверение "Ветеран труда", 14.0014.2016 обратился в ГУ ТО УСЗН ТО с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании ответчика назначить Бочаровой Т.В., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с 14.01.2016.
Разрешая исковые требования в части возложении обязанности на ответчика по выдаче единого месячного льготного проезда суд исходил из того, что в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 N83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суд принял во внимание те обстоятельства, что истец является ветераном труда, жителем города Тулы и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неправильном ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 2 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бочаровой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.