Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Гниденко С.П., Рахимкуловой Н.Р.
при секретаре Жмур А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации посёлка Тазовский Ч. на решение Тазовского районного суда от 17 февраля 2016 года, которым постановлено:
Обязать администрацию посёлка Тазовский предоставить Д. благоустроенное жилое помещение в черте посёлка Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, на состав семьи один человек.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тазовского района обратился в интересах Д. с иском к администрации посёлка Тазовский о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. В его обоснование указал, что Д. проживает в квартире N по адресу: "адрес" по договору социального найма, на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоит. Жилой дом, в котором расположена занимаемая ею квартира, находится в техническом состоянии, не обеспечивающим безопасные условия проживания в нём. Между тем срок расселения граждан, проживающих в нём, установлен органом местного самоуправления до 2019 года. В связи с изложенными обстоятельствами, просит обязать ответчика предоставить Д. равнозначное благоустроенное жилое помещение в черте посёлка Тазовский, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 17,4 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Ш. просил удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Истец Д. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца Д. - К., действующий на основании доверенности от 3 марта 2014 года серии N сроком до 3 марта 2019 года, поддержал позицию прокурора Тазовского района.
Представитель ответчика администрации посёлок Тазовский просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе Глава посёлка Тазовский просит об его отмене и вынесении нового - об отказе в иске. Указал, что в случае внеочередного предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права граждан, состоящих в списках внеочередников.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор П. просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,поддержанные пом. прокурора отдела ЯНАО М., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд пришёл к правильному выводу об обоснованности иска по основаниям, изложенным в решении.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нем, установленным требованиям, в том числе путем признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д. проживает в жилом помещении муниципальной собственности - квартире N по адресу: "адрес" на основании договора социального найма (л.д. 11-15).
Заключением межведомственной комиссии от 11 сентября 2012 года дом N по "адрес" признан аварийным и подлежащем сносу (л.д. 18-19); распоряжением администрации посёлка Тазовский от 10 июня 2014 года N - установлены сроки отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28). При этом, обследование данного жилого дома в 2015 году выявило, что состояние его конструкций и элементов с учетом степени износа влечет реальную угрозу жизни граждан, в нём проживающих ввиду его обрушения, степень износа дома составляет более 80% (л.д. 23-24).
Согласно письму заместителя Главы администрации посёлка Тазовский от 4 декабря 2015 года Д. на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоит (л.д. 27).
Иных жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма Д. не имеет, что следует из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 30).
Согласно адресным справкам от ДД.ММ.ГГГГ Д. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д. 29).
Судом установлено, что Д. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, при рассмотрении дела установлена её нуждаемость в жилом помещении, которая подтверждена соответствующими доказательствами, что сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 названного Кодекса).
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N376-О-П, от 3 ноября 2009 года N1367-О-О и N1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N1548-О-О, от 23 марта 2010 года N330-О-О и N331-О-О, от 19 октября 2010 года N1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. В этой связи доводы жалобы являются необоснованными.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В этой связи истцу должно быть предоставлено жилое помещение, общей площадью не менее занимаемого - 17,4 кв.м.
Выводы судебной коллегии соответствуют позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 18 ноября 2014 года N 81-КГ14-16; Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда и основаны на несогласии с постановленным решением, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
И.о.заместителя председателя Т.В.Кисилевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.