Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Зотиной Е.Г.,
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Долматова М.В.,
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования город Салехард на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 24 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., объяснения представителя истцов Б., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.1, К.2, Ф., К.3, ФИО5 обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Салехард об оспаривании распоряжения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении на таком учете.
В обоснование заявленных требований указывали, что с ДД.ММ.ГГГГ состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Распоряжением Администрации г. Салехард N от ДД.ММ.ГГГГ сняты с такого учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. С чем они не согласны, поскольку наличие в собственности К.2 жилых помещений не является основанием для снятия с учета граждан, поставленных на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено решение, которым исковые требования К. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования г. Салехард оспаривает данное решение суда, ссылаясь на обстоятельства обеспеченности К. жилым помещением площадью выше нормы предоставления. Просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска.
В письменных возражениях представитель истцов Б. ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Истцы, представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Салехард, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец К.1 составом семьи 5 человек с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард N от ДД.ММ.ГГГГ истец К.1, составом семьи 5 человек снята с учета граждан, вставших на учет нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия истцов с учета явилось наличие в собственности члена семьи К.1 - супруга К.2 жилых помещений: жилого дома в "адрес" общей площадью 20,5 кв.м., приобретенного по договору купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ и квартиры в "адрес" общей площадью 86,5 кв.м., приобретенной на основании договора N участия в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием об обеспеченности семьи К. жилым помещением свыше нормы предоставления, а именно по 21,4 кв.м. на каждого члена семьи.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К. и Ф., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт приобретения членом семьи К.1, состоящим совместно с ней на учете, жилых помещений в собственность не может являться основанием для снятия истцов с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку поставлены на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
С данным выводом суда нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истцы, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ, могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку член семьи К.1 -супруг К.2, состоящей на учете в составе семьи К.1, приобрел после постановки на учет в собственность жилой дом N в "адрес" общей площадью 20,5 кв.м. и "адрес" общей площадью 86,5 кв.м. и обеспеченность истцов жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного Решением Городской Думы г. Салехарда от ДД.ММ.ГГГГ N (15 кв.м. учетная норма и 16 кв.м. норма предоставления на каждого члена семьи для семей, состоящих из двух и более человек), постольку орган местного самоуправления пришел к правильному выводу о том, что истцы утратили основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма, и были обоснованно сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Наличие обременения приобретенного одним из истцов в собственность жилого помещения ипотекой в силу закона, правового значения для решения вопроса о нуждаемости не имеет.
Более того, исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истцов у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 24 февраля 2016 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.1, К.2, Ф., К.3, ФИО5 к Администрации муниципального образования г. Салехард об оспаривании распоряжения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении на таком учете, отказать.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.