Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Корниенко Г.Ф.,
судей Алешиной Е.Э., Маримова В.П.,
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгодонского района Ростовской области в интересах Тучевской Т.Ф. к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгодонского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Волгодонского района Ростовской области на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
прокурор Волгодонского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Тучевской Т.Ф. к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгодонского района Ростовской области (далее - УСЗН Волгодонского района РО) об обязании произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, педагогическому работнику, мотивируя требования тем, что Тучевская Т.Ф. проживает в сельской местности, является педагогическим работником и получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005 N 274-ЗС. В нарушение ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в период с ноября 2012г. по июнь 2013г. компенсация по оплате потребленных коммунальных услуг УСЗН Волгодонского района РО данному педагогическому работнику рассчитывалась и выплачивалась из расчёта 6 зарегистрированных совместно проживающих с Тучевской Т.Ф. членов семьи, исходя из доли в общей площади жилого помещения, приходящейся только на Тучевскую Т.Ф.
Вместе с тем, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный Постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011 г. N 232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100% компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение.
Прокурор ссылался на то, что действия ответчика по расчету и выплате компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконны, противоречат федеральному законодательству и нарушают права Тучевской Т.Ф. на 100% возмещение понесенных расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, просил обязать УСЗН Волгодонского района РО произвести перерасчет размера льгот Тучевской Т.Ф. за период с ноября 2012г. по июнь 2013г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, без учета доли занимаемой Тучевской Т.Ф. в общей площади жилого помещения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Тучевская Т.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие истицы и представителя третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2016 года иск прокурора Волгодонского района Ростовской области в интересах Тучевской Т.Ф. удовлетворен. На УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области возложена обязанность произвести перерасчет размера выплат учителю Тучевской Т.Ф. за период с ноября 2012г. по июнь 2013г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, за жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вместо ранее произведенного расчета компенсации, приходящейся только на долю Тучевской Т.Ф. в данном жилом помещении.
В апелляционной жалобе УСЗН Администрации Волгодонского района РО ставит вопрос об отмене решения суда, по мотивам его незаконности и необоснованности. Ответчик полагает, что правовые основания для перерасчета размера компенсации по оплате коммунальных услуг Тучевской Т.Ф. отсутствуют, так как право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не только педагогическим работникам, но и совместно проживающим с ними членам их семей было установлено только с 01.07.2013г. в связи с принятием Областного закона РО от 27.06.2013 г. N 1106-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
Судом не учтены требования ст. ст. 31, 69 ЖК Российской Федерации, устанавливающие солидарную ответственность членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением. Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, как ранее действовавшим Федеральным законом от 10.07.1992 г. N 3266-1, так и действующим Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Областным законом от 17.01.2005 г. N 274-ЗС не предусмотрено, в связи с чем оснований для перерасчета размера выплат не имеется.
Участвующим в деле прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие Тучевской Т.Ф. и представителей ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области и третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д. 50-52).
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался нормами абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 32661 "Об образовании", ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и пенсионеры из их числа, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришёл к выводу о том, что Тучевская Т.Ф., являясь педагогическим работником, проживающим в сельской местности, имеет право на 100 % компенсацию расходов по оплате расходов на отопление и освещение жилого помещения, в котором она проживает, без каких-либо ограничений такой компенсации, т.е. вне зависимости от количества и состава членов ее семьи, проживающих с ней в данном помещении.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения. Изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ не привело к утрате названного права педагогических работников.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующей до 01.09.2013 г.), нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
С 01.09.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 8 ст. 47 которого указанное выше право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохранено. Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой данной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера), предусматривая, что педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (ст.ст. 1,2 Областного закона).
Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
Из материалов дела следует, что истица является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. С 2005 года Тучевская Т.Ф. состоит на учете, как работник образования, проживающий в сельской местности, и является получателем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. В период с ноября 2012г. по июнь 2013г. начисления выплат Тучевской Т.Ф. производились из расчета 5 зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи. Компенсация расходов на отопление и освещение жилого помещения, рассчитывалась только на долю истицы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в жилом помещении, в котором она проживает, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшего до 01.09.2013 г.), Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в которых отсутствуют положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площадью.
Вывод суда о наличии у истицы права на данный вид социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации, а также обоснован нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Оснований для признания данного вывода суда неправильным и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, и поэтому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации Волгодонского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Текст мотивированного определения изготовлен - 20.05.2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.