Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Можаевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России Калиничева А.С. и представителя УФСИН России по Брянской области Прищепа А.М. на решение Советского районного суда города Брянска от 20 января 2016 года по исковому заявлению Говорова О.А. к Федеральной службе исполнения наказания, УФСИН России по Брянской области о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ФСИН России и представителя УФСИН России по Брянской области Калиничева А.С., возражения Говорова О.А. и его представителя Семякина Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Говоров О.А. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что работал у ответчика в должности "данные изъяты" ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен со службы по пункту "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в ОВД. В период прохождения службы обратился с заявлением к ФСИН России и УФСИН России по Брянской области о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека. ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
Считая отказ необоснованным, истец просил суд признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России принять Говорова О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека с ДД.ММ.ГГГГ взыскать в солидарном порядке с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Советского районного суда города Брянска от 20 января 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Говорову О.А. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязал ФСИН России принять Говорова О.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека с ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении требования о взыскании морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России Калиничев А.С. и представитель УФСИН России по Брянской области Прищеп А.М. просят суд отменить решение суда и вынести по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылаются, на то, что решение об отказе в постановке на учет Говорова О.А. было принято законно. Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 утвержден четкий перечень документов, предоставление которых является обязательным для постановки на учет. В нарушение указанных Правил истцом не была представлена выписка из домовой книги, а также документ ее заменяющий, или документ о невозможности ее получения, что является бесспорным основанием для отказа в принятии заявления о постановке на учет. Кроме того, ответчики в жалобе обращают внимание на то, что допущенное нарушение, в части не надлежащего заверения копий документов территориальной подкомиссией УФСИН России по Брянской области правового значения при рассмотрении вопроса о незаконности решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ не имеет, поскольку не послужило препятствием для рассмотрения рапорта истца и принятии решения по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Говоров О.А., являясь "данные изъяты" УФСИН России по Брянской области, обратился ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
К заявлению (рапорту) был приложен пакет документов, в составе которого: копии паспортов членов семьи; копия свидетельства о расторжении брака; копия свидетельства обязательного пенсионного страхования; копия послужного списка; справка о выслуге лет; финансово-лицевой счет за последние 5 лет; поквартирная карточка; справка о составе семьи; копия свидетельства о государственной регистрации на квартиру общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу: "адрес" собственность Российской Федерации; справки из УФРС на всех членов семьи об отсутствии или наличии недвижимости в собственности; договор найма жилого помещения; выписка из приказа "О присвоении очередного специального звания".
На момент обращения с заявлением Говоров О.А. имел выслугу равную "данные изъяты" годам, проживал со своими несовершеннолетними детьми в муниципальном жилом помещении, предоставленном ему по договору найма служебного помещения. Жилых помещений ни истец, ни его несовершеннолетние дети не имеют, выплата для приобретения или строительства жилья ранее ему не выплачивалась.
Комиссией ФСИН России принято решение об отказе Говорову О.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
В выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что заявителем не представлено информации о месте регистрации детей сотрудника, выписка из домовой книги или документ её заменяющий, или документ о невозможности её получения, информации о статусе жилого помещения и наличии иных зарегистрированных граждан в данном жилом помещении, справки БТИ на заявителя и всех членов его семьи, послужной список не прошит, выписка из протокола не заверена гербовой печатью, отсутствует расчет размера единовременной социальной выплаты.
В соответствии с п. п. 1 - 3, 5, 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, которым были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. п. 4, 5, 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался указанными нормами права, и пришел к выводу о том, что решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Говорову О.А. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является необоснованным.
Суд признал, что все необходимые для этого документы истцом были представлены в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд первой инстанции исходил из того, что результаты проведенной комиссией проверки, подтверждают наличие условий, необходимых для принятия Говорова О.А. на такой учет.
Не соглашаясь с основаниями отказа в постановке на учет, суд исходил из того, что истец предоставил полный пакет документов, определенный п. 5 Правил. При этом судом первой инстанции правомерно указано на то, что домовая книга, выписку из которой истец должен был представить в соответствии с п.п. "з" п. 5 Правил, это документ, в котором отражены сведения о владельцах жилого помещения и лицах, зарегистрированных в данном жилом помещении. При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, Говоров О.А. представил поквартирную карточку и справку о составе семьи, в которых отражены сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение, т.е. сведения, аналогичные содержащимся в домовой книге.
Поскольку предоставленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для определенной категории лиц, суд первой инстанции правильно применил положения п. 16 Правил, согласно которому, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в единственном случае, когда представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет. Таких обстоятельств при рассмотрении заявления (рапорта) Говорова О.А. ответчиками установлено не было.
В связи с тем, что у комиссии ФСИН России не имелось оснований для отказа в постановке Говорова О.А. на учет граждан для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение жилищной комиссии ФСИН России по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в удовлетворении исковых требований Говорову О.А. о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции применил положения ст. 151 ГК РФ, и исходил из того, что возмещение морального вреда приданных отношениях законом не предусмотрено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют возражения ответчика и обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом подробного изучения суда первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда, и не являются основанием к отмене решения суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке доказательств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Брянска от 20 января 2016 года по исковому заявлению Говорова О.А. к Федеральной службе исполнения наказания, УФСИН России по Брянской области о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет и компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России Калиничева А.С. и апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Брянской области Прищепа А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.