Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т.С.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 ноября 2015 года по иску Т.С.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел РФ "Брянский" об оспаривании приказов о дисциплинарных взысканиях.
Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., объяснения Т.С.А. и его представителя по доверенности Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Брянской области по доверенности В. на доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.С.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходит службу в должности заместителя начальника отделения полиции "Сельцо" Межмуниципального Отдела МВД России "Брянский".
Приказом начальника УМВД России по Брянской области от 22 мая 2015 года N *** на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора в связи с нарушением п. 12 и п. 34 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД России от 11.02.2010 г. N 80, выразившимся в неорганизации на должном уровне воспитательной работы со старшим лейтенантом полиции К., который совершил преступление.
Приказом начальника УМВД России по Брянской области от 27 мая 2015 года N *** на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора в связи с нарушением им требований пп. 3 ст. 27 ФЗ "О полиции", в части не выполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих Федеральному закону.
Ссылаясь на нарушение ответчиком порядка применения дисциплинарных взысканий, предусмотренного ФЗ "О полиции", ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и на отсутствие в его действиях дисциплинарных проступков, Т.С.А. просил суд признать незаконными и отменить названные приказы начальника УМВД России по Брянской области.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 25 ноября 2015 года исковые требования Т.С.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Т.С.А. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд сделал неверный вывод о нахождении К. в его подчинении. Суд не учел, что приказ "О порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности" не вменялся ему в исполнение, о нем ему не было известно. Приказ о наказании N *** от 27.05.2015 г. вынесен с нарушением сроков привлечения к дисциплинарной ответственности спустя более 6 месяцев, в нем не указано, какие именно приказы и распоряжения им не исполнены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель соответчика МО МВД России "Брянский". Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан верный вывод в части требований, касающихся приказа от 22 мая 2015 года, однако выводы суда в части приказа от 27 мая 2015 года не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующих нормативных актов, в связи с чем решение суда подлежит частичной отмене.
Судом установлено, что Т.С.А. проходит службу в органах внутренних дел с 10.04.1998 г., с 24.01.2014 г. - в должности заместителя начальника отделения полиции (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории г. Сельцо) Межмуниципального Отдела МВД России "Брянский".
Приказом УМВД России по Брянской области от 22.05.2015 г. N *** в соответствии с п. 29 должностной инструкции (должностного регламента) Т.С.А. был объявлен выговор за нарушение требований п. 12 и п. 34 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности ОВД РФ, утв. Приказом МВД России от 11.02.2010 N 80, в части не организации на должном уровне индивидуальной воспитательной работы со старшим лейтенантом полиции К.
Основанием для привлечения Т.С.А. к дисциплинарной ответственности по приказу N *** от 22.05.2015 г. явилось заключение служебной проверки в отношении сотрудников отделения полиции "Сельцо" МО МВД России "Брянский" от 18.05.2015 г., согласно которому 16.04.2015 г. Бежицким МСО г. Брянска СУ СК России по Брянской области по материалам ОРЧ СБ УМВД России по Брянской области в отношении инспектора (дежурного) группы режима специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, отделения полиции "Сельцо" МО МВД России "Брянский" старшего лейтенанта полиции К. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ по факту причинения телесных повреждений сотруднику ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Брянску, находившемуся при исполнении служебных обязанностей.
К. уволен со службы из ОВД по п. 7 ч. 3 ст. 82 (в связи с осуждением сотрудника за преступление) 21.08.2015 г..
Отказывая в удовлетворении исковых требований Т.С.А. об отмене названного приказа о наказании, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 1 Должностного регламента истца, а также в соответствии с приложением N 9 к приказу МВД России от 30 апреля 2011 года N 333 "О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России", дежурный ИВС подозреваемых и обвиняемых ОП г. Сельцо МО МВД РФ "Брянский" К. непосредственно подчинялся начальнику ИВС, его заместителю, оперативному дежурному ОП, заместителю начальника ОП Т.С.А. В соответствии с п. 29 Должностного регламента (Должностной инструкции) заместителя начальника Отделения полиции "Сельцо" МО МВД России "Брянский" Т.С.А. несет персональную ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы, состояние дисциплины и законности среди личного состава, профилактику предупреждений чрезвычайных происшествий, дорожно-транспортных происшествий и суицидальных проявлений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ руководителем (начальником) в органах внутренних дел является в том числе руководитель подразделения, организации или службы и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками.
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно ст. 47 Федерального закона 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Статьей 49 данного Федерального закона предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Пунктами 12 и 34 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. N 80 определено, что руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях. Индивидуально-воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, и их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.
Из приведенных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, ведомственных нормативных актов органов внутренних дел, регламентирующих в том числе деятельность руководителей в органах внутренних дел, следует, что руководитель (начальник) несет персональную ответственность за выполнение вверенным ему подразделением органов внутренних дел возложенных на это подразделение задач и функций. В силу принципа единоначалия руководитель отвечает за свои действия и за действия своих подчиненных. К служебным обязанностям руководителя подразделения органов внутренних дел относится принятие мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками, по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также по установлению причин и условий их совершения.
Доводы истца, изложенные в обоснование незаконности оспариваемого приказа от 22.05.2015 года N **** о том, что К. не находился в его прямом подчинении, противоречат установленным обстоятельствам дела, приведенным требованиям должностного регламента, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Судебная коллегия находит основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствия должного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников и невыполнения работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников органов со стороны истца, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении истцом воспитательной работы и работы по укреплению служебной дисциплины. В связи с тем, что служебные обязанности руководителя (начальника) в органах внутренних дел заключаются в организации деятельности вверенного ему подразделения, обеспечении выполнения возложенных на это подразделение задач, то критерием эффективности выполнения руководителем служебных обязанностей является именно достижение результатов, в том числе таких, как соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины, надлежащее состояние морально-психологического климата в служебных коллективах.
Сам факт того, что имело место привлечение К. к уголовной ответственности, свидетельствует о том, что истец, как заместитель начальника отделения полиции "Сельцо" МО МВД "Брянский", не исполнил должным образом свои служебные обязанности, в связи с чем действия ответчика по привлечению его к дисциплинарной ответственности в виде выговора являются правомерными.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что примененное к истцу дисциплинарное взыскание не соответствует тяжести совершенного им проступка и степени его вины с учетом предшествующего поведения и отношения к службе в органах внутренних дел. Какие-либо обстоятельства, которые бы свидетельствовали о незаконности или явной несоразмерности принятого руководителем УМВД решения о виде дисциплинарного взыскания при привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора не приведены.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 22 мая 2015 года N **** не имелось.
По приказу УМВД России по Брянской области N **** от 27.05.2015 г. Т.С.А. был объявлен строгий выговор за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении п.п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в части не выполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих Федеральному закону.
Основанием для привлечения Т.С.А. к дисциплинарной ответственности по приказу от 27.05.2015 г. N **** явилось заключение служебной проверки УОООП УМВД России по Брянской области от 29.04.2015 года, согласно которому в ходе проверки реализации требований Федеральных законов РФ от 02.04.2014 N N 44-ФЗ, 70-ФЗ, приказов МВД России, УМВД России по Брянской области, регламентирующих вопросы создания и взаимодействия ОВД с народными дружинами и общественными объединениями правоохранительной направленности Отделением полиции "Сельцо" МО МВД России "Брянский", выявлены недостатки в части исполнения мероприятий по реализации вышеуказанных нормативно-правовых актов. При проведении проверки установлено, что 18.09.2014 года в отделение полиции "Сельцо" поступили приказы УМВД России по Брянской области от 11.09.2014 N 1088 од "О порядке формирования и ведения реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности Брянской области" и N 1089 од "Вопросы взаимодействия территориальных органов МВД на районном уровне по Брянской области и народных дружин". Как установлено в ходе проверки, в соответствии с п. 14.2 Должностной инструкции, организация деятельности Отд. П "Сельцо" МО МВД России"Брянский" по вопросам привлечения граждан в участию в охране общественного порядка и общественной безопасности относится к компетенции заместителя начальника отделения полиции "Сельцо" майора полиции Т.С.А., однако организация исполнения доведенных до него требований вышеуказанных нормативно-правовых актов им не обеспечена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Т.С.А. об отмене приказа N *** от 27 мая 2015 г. суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства совершения дисциплинарного проступка подтверждаются материалами служебной проверки: рапортом начальника УОООП УМВД России по Брянской области начальнику УМВД области от 30.03.2015 года, справкой по проверке и оказанию практической помощи Отд. П "Сельцо" МО МВД России "Брянский" в организации деятельности по взаимодействию с общественными объединениями правоохранительной направленности, письменным объяснениями Б. от 16.04.2015 г., Т.С.А. от 16.04.2015 г., Е. от 22.04.2015 г., Х. от 15.04.2015 г., Журналом входящей корреспонденции Отд. П "Сельцо", протоколом N 6 от 05.03.2015 г. совещания при ВРИО начальника Отд. П "Сельцо" МО МВД России "Брянский".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда и судебной оценкой доказательств.
По приказу N *** от 27 мая 2015 года истцу вменяется нарушение требований п.п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону.
Аналогичное требование содержится в пунктах 4.1, 4.3 служебного контракта от 24.01.2014 года истца.
Как следует из мотивировочной части приказа N *** от 27 мая 2015 года в вину истцу ставится неисполнение требований Федеральных законов от 02.04.2014 г. N N 44-ФЗ и 70-ФЗ о создании и внесении в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности; а также нарушение требований пунктов 1.1., 1.2. приказа начальника УМВД России по Брянской области от 11 сентября 2014 года N 1089 од, а именно то, что им не назначены сотрудники, ответственные за взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, в должностные инструкции (должностные регламенты) этих сотрудников не внесены изменения, закрепляющие соответствующие обязанности, не заведено контрольно-наблюдательное дело по данному направлению деятельности в отделении полиции "Сельцо" ( л.д. 19 т. 2).
Между тем, судом не правильно определены обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, выводы суда не соответствует этим обстоятельствам.
Федеральные Законы N 44-ФЗ и N 70-ФЗ от 2 апреля 2014 года регулируют порядок создания и взаимодействия органов внутренних дел с народными дружинами и общественными объединениями правоохранительной направленности.
Согласно пункту 1.1. и 1.2. приказа начальника УМВД России по Брянской области N 1089 од от 11 сентября 2014 года, приказано начальникам территориальных органов МВД России на районном уровне Брянской области назначить приказами должностных лиц, ответственных за взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности с внесением изменений в их должностные инструкции (должностные регламенты), в которых закрепить осуществление контроля за организацией деятельности вышеуказанных объединений; завести контрольно-наблюдательные дела по данному направлению деятельности.
Как следует из типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД РФ на районном уровне, утвержденном приказом Министра МВД России от 10 июля 2013 года N 535, отделение полиции "Сельцо" межмуниципального отдела МВД России "Брянский" не является территориальным органом МВД России на районном уровне. Данное отделение полиции является структурным подразделением МО МВД "Брянский".
Согласно должностной инструкции истца, в ней отсутствуют полномочия вносить изменения в должностные инструкции подчиненных сотрудников.
Следовательно, истец, находясь в должности заместителя начальника отделения полиции "Сельцо" МО МВД "Брянский" не относится к числу лиц, обязанных исполнять пункты 1.1. и 1.2. приказа начальника УМВД России по Брянской области N 1089 дк от 11 сентября 2014 года, назначать лиц, ответственных за взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности и вносить изменения в их должностные регламенты, заводить контрольно-наблюдательное дело.
Как следует из заключения служебной проверки и приказа N *** от 27 мая 2015 года, исполнение приказов N1089 од и 1088 од от 11 сентября 2014 г. было отписано начальником отделения полиции "Сельцо" МО МВД "Брянский" для исполнения другому сотруднику - начальнику ОУУП и ПДН Х.
Из материалов дела не усматривается, что исполнение приказов N N 1089 од и 1088 од вменялось приказом к исполнению Т.С.А. и в его должностной регламент вносились соответствующие изменения, связанные с исполнением названных приказов.
Ссылка суда на материалы служебной проверки, согласно которым был опрошен начальник полиции по охране общественного порядка МО МВД России "Брянский" майор полиции Е., который пояснил, что неоднократно доводил до Т.С.А. требования Федеральных законов РФ от 02.04.2014 N N 44-ФЗ, 70-ФЗ и ведомственных приказов МВД РФ по Брянской области, не имела правового значения, поскольку как следует из текста приказа начальника УВМД по Брянской области N 1089 од от 11 сентября 2014 года должностное лицо, ответственное за взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, должно было быть назначено приказом начальника территориального органа МВД России по Брянской области, в его должностную инструкцию должны быть внесены изменения.
В отношении истца такой приказ не издавался. В должностную инструкцию истца никаких изменений, закрепляющих осуществление контроля за организацией деятельности добровольных народных дружин, не вносилось.
В соответствии с должностной инструкцией Т.С.А. в его обязанности входит организация деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности, однако это не свидетельствует о том, что, осуществляя эту деятельности, он должен был осуществлять и взаимодействие территориальных органов МВД на районном уровне Брянской области с народными дружинами, формировать и вести реестр общественных объединений правоохранительной направленности, так как эти функции предусмотренными отдельными приказами ( N N 1089 од и 1088 од), а не должностным регламентом истца, и ему не вменялись.
Учитывая изложенное, у ответчика не имелось законных оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении п.п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в части не выполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих Федеральному закону.
С учетом изложенного, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 25 ноября 2015 года по иску Т.С.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел РФ "Брянский" об оспаривании приказов о дисциплинарных взысканиях отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Т.С.А. об оспаривании приказа начальника УВМД России по Брянской области от 27 мая 2015 года N ***
В отмененной части принять новое решение.
Признать незаконным и отменить приказ начальника УВМД России по Брянской области от 27 мая 2015 года N *** о привлечении Т.С.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи С.А. АЛЕЙНИКОВА
В.И. МАКЛАШОВ
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.