Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора ЗАО " " ... "" " Ф.И.О. "4 на решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 января 2016 г.,
установил:
постановлением начальника " Ф.И.О. "1 межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора " Ф.И.О. "3 (далее - административный орган) от " ... " " ... " ЗАО " " ... "" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... ") рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ЗАО " " ... "" " Ф.И.О. "4 обратился с жалобой в Красноармейский районный суд Краснодарского края.
Решением судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 января 2016 г. постановление административного органа от " ... " " ... " по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО " " ... "" по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба генерального директора ЗАО " " ... "" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ЗАО " " ... "" " Ф.И.О. "4 просит постановление по делу об административном правонарушении от " ... " " ... " и решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 января 2016 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, выслушав государственного инспектора государственного земельного надзора " Ф.И.О. "1 Г.С., представителя ЗАО " " ... "" по доверенности " Ф.И.О. "5, представителя административного органа по доверенности " Ф.И.О. "6, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается: в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и к виду разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшению плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции с рентабельностью не ниже среднекраевого уровня рентабельности по каждому виду продукции за предыдущий год способами, обеспечивающими сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, в том числе не допускать сжигания послеуборочных остатков сельскохозяйственных культур.
Как следует из материалов дела, " ... " на основании полученного результата исследований по экспертизе " ... " от " ... " установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером " ... ", находящемся по адресу: " ... " принадлежащем на праве аренды ЗАО " " ... "", юридический адрес: " ... ", было допущено нарушение земельного законодательства РФ, а именно, в почвенных образцах, отобранных в ходе плановой проверки " ... " отмечено существенное снижение плодородия почвы: содержание обменного калия снизилось на 50.9%, кислотность солевой вытяжки на 23,9%, подвижного фосфора на 57,8%.
Хозяйственная деятельность на указанном земельном участке проводится обществом способами, наносящими вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Общество не обеспечивает улучшение и восстановление земель, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия в процессе производства сельскохозяйственных культур, что повлекло существенное снижение плодородия почвы.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Плодородный слой почвы - верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.
Согласно ст. 12 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" агрохимическое обслуживание земель сельскохозяйственного назначения осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими деятельность в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 14 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 г. N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 ГОСТ 17.3.4.04-85 от 17 декабря 1985 г. N 4046 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, зон рекреации, населенных пунктов.
Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований: определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов; использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих тяжелые металлы и другие токсичные элементы и соединения; включение в проекты на новые предприятия и технологические линии очистных сооружений от всех загрязняющих почву компонентов; утилизация и захоронение выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадков сточных вод с соблюдением мер по предотвращению загрязнения почв; транспортирование и хранение пестицидов в соответствии с ГОСТ 14189-81.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли.
Таким образом, общество должно выполнять обязанности, предусмотренные вышеуказанными Законами, обеспечивать улучшение и восстановление земель выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия в процессе производства сельскохозяйственных культур.
Вина юридического лица ЗАО " " ... "" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно, постановлением по делу об административном правонарушении " ... " от " ... ", протоколом об административном правонарушении от " ... ", копией агрохимического паспорта почв ЗАО " " ... "" " ... " Краснодарского края 2015 г., протоколом отбора проб(ы) почвы от " ... ", результатами исследований по экспертизе " ... " от " ... ", оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкций статьи.
Постановление административного органа от " ... " " ... " вынесено в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы жалобы о том, что результаты исследований, проведенных ФГБУ "Краснодарская МВЛ" не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности, в виду того факта, что проведенное в 2013 г. агрохимическое обследование проводилось методами, отличительными от обследования 2015 г., отборы проб проведенных государственным инспектором государственного земельного надзора " Ф.И.О. "1 МО ВФН " Ф.И.О. "10. проводились в нарушении требований п. 4.4 ГОСТ 28168-89, то есть "конвертом" по проколу отбора от " ... ", а не "маршрутным ходом", как того требует ГОСТ, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10.7 "Методический указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения" при отборе объединенных почвенных проб рекомендуется метод маршрутных ходов. Маршрутный ход прокладывают по середине каждого элементарного участка вдоль удлиненной стороны. Отбор объединенных проб почвы проводят по элементарным участкам. С каждого элементарного участка отбирают одну объединенную пробу почвы. Каждую объединенную пробу почвы составляют из точечных проб, равномерно отбираемых на элементарном участке по маршрутному ходу.
Названные требования согласуются с требованиями, установленными ГОСТ 28168-89, в соответствии с которыми были отобраны почвенные образцы.
Согласно п. 2.3 Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 28168-89 на картографической основе в пределах каждого выделенного элементарного участка прокладывают маршрутный ход. На неэродированных и слабоэродированных почвах маршрутный ход прокладывают посередине элементарного участка вдоль его длинной стороны. На средне- и сильноэродированных почвах, расположенных на склоне длиннее 200 м, маршрутные ходы прокладывают вдоль склона, на более коротких - поперек склона. На полях лесных питомников маршрутные ходы прокладывают по диагонали поля.
Пунктом 4.4 указано, что в пределах каждого элементарного участка точечные пробы отбирают равномерно по маршрутному ходу через равные интервалы. В лесных питомниках - на полях, занятых сеянцами и саженцами, точечные пробы отбирают на грядках между посевными строчками или рядами посадки саженцев.
Из схемы отбора проб протокола отбора пробы почвы от 07 августа 2015 г. следует, что маршрутный ход был проложен посередине земельного участка, а точечные пробы отобраны через равные интервалы и, следовательно, требования установленные ГОСТ при отборе почвенных образцов, были соблюдены инспектором.
Точечные пробы отбирают на пробной площадке из одного или нескольких слоев или горизонтов методом конверта, по диагонали или любым другим способом с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев данного типа почвы. Количество точечных проб должно соответствовать ГОСТ 17.4.3.01-83.
Метод конверта является наиболее распространенным способом отбора смешанных почвенных образцов. При этом, из точек контролируемого элементарного участка берут образцы почв. Точки должны быть расположены так, чтобы мысленно соединенные прямыми линиями, давали рисунок запечатанного конверта.
Таким образом, метод отбора проб конвертом, указанный в протоколе отбора проб от " ... ", не противоречит ГОСТ 28168-89.
В судебном заседании в Краснодарском краевом суде государственный инспектор государственного земельного надзора Темрюкского МОВФН " Ф.И.О. "11 пояснил суду, что при проверке земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером " ... ", находящемся по адресу: " ... ", принадлежащем на праве аренды ЗАО " " ... "" присутствовали генеральный директор ЗАО " " ... "" " Ф.И.О. "4 и инженер " Ф.И.О. "7, которые замечаний к процедуре отбора проб не заявили, что подтверждается протоколом отбора проб от " ... " Инспектор " Ф.И.О. "1 Г.С. на момент собирания проб почвы предлагал представителям юридического лица дополнительно собирать пробы почвы для проведения независимой эксперты и сравнения их в будущем, однако, от представителей поступил отказ.
Инспектор также применил конвертный метод отбора точечных проб, поскольку это не противоречит земельному законодательству РФ, ГОСТу, а юридическим лицом не были представлены в полном объеме запрашиваемые документы, в том числе и карты на вышеуказанный земельный участок.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение судьи и постановление административного органа являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
В этой связи, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Краснодарского края от 21 января 2016 г. оставить без изменения, а жалобу генерального директора ЗАО " " ... "" " Ф.И.О. "4 - без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.