Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "14
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Потеружа А.К. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 19 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Потеруж А.К. обратился в суд с иском к Региональному управлению ФСКН России по Краснодарскому краю о признании незаконным приказа исполняющею обязанности начальника регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю от 09.12.2015г. N " ... " об увольнении и исключении из списка сотрудников органов наркоконтроля, восстановлении в распоряжении регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю. В обоснование иска сослался на то, что проходил службу в правоохранительных органах наркоконтроля с 18.07.2003 года. по 10.12.2015 года. Приказом и.о. начальника регионального управления от 14.09.2015г. N " ... " истец был освобожден от занимаемой должности заместителя начальника следственной службы и зачислен в распоряжение регионального управления сроком до трех месяцев. 14.09.2015 года в отделе кадров с ним состоялась беседа, в ходе которой истцу была предложена только одна должность начальника 14 группы следственной службы, с местом нахождения в отдаленном районе - ст.Ленинградской Краснодарского края, указанная должность была на 4 ступени ниже ранее занимаемой им должности, как по статусу, так и по денежному довольствию, в связи с чем Потеруж А.К. отказался от неё, о чем был составлен лист беседы. В нарушение п. 9 Приказа N " ... ", ч.3 ст.81 ТК РФ, п.29 постановления N 2 Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ", истцу не были предложены иные имеющиеся вакансии, обязанности по которым он мог выполнять с учетом квалификации, опыта работы, образования и состояния здоровья и более никаких бесед с ним во время нахождения в распоряжении до момента увольнения не проводилось. В период нахождения в распоряжении регионального управления с 16.09.2015 года по 08.10.2015 года истец находился в отпуске, а также имелись периоды временной нетрудоспособности, с 06.11.2015г. по 13.11.2015 г., с 16.11.2015г. по 25.11.2015г., с 30.11.2015г. по 09.11.2015 г. Срок нахождения в распоряжении, без учета вышеуказанных периодов, составил 1 месяц 7 суток. Приказом и.о. начальника регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю от 09.12.2015г. N " ... " истец уволен из органов наркоконтроля на основании п.п.6 п. 142 /в связи с проведением организационно-штатных мероприятий/ Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003г. N 613 и 10.12.2015г. был исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля. Приказ об увольнении от 09.12.2015г. был вынесен в период временной нетрудоспособности истца. Истец также полагал, что при подсчете общей выслуги лет была допущена ошибка, в связи с чем, подлежит пересчету и льготная выслуга лет, и выслуга лет для выплаты единовременного пособия, при этом истец указал, что положенные ему суммы выплат ему не были выплачены.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Потеруж А.К. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика РУ ФСКН России по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "15., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать. Участвующая в деле прокурор Калюжная М.А. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 19 января 2016 года в удовлетворении иска Потеружа А.К. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе истец Потеруж А.К., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение требований постановления Пленума Верховного Суда РФ суд фактически возложил на него обязанность доказывания незаконности порядка его увольнения. Ссылается, что представителем ответчика никаких доказательств соблюдения установленного порядка его увольнения, в суде не представлено. Полагает, что ответчиком не опровергнуты сведения, указанные в его исковом заявлении о том, что в период нахождения его в распоряжении, имелись и возникали вакантные должности, обязанности по которым он мог выполнять с учетом квалификации, опыта работы, образования и состояния здоровья. Ссылается, что в нарушение пункта 67 Положения о прохождении службы в органах наркоконтроля, пунктов 2, 6 и 15 приказа N " ... " периоды временной нетрудоспособности были засчитаны в срок его нахождения в распоряжении регионального управления, и он был уволен приказом и.о. начальника регионального управления от 09.12.2015 года в период временной нетрудоспособности. Считает, что судом не была дана оценка тому, что в нарушение требований приказа N " ... ", ст.127 ТК РФ и п.11 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он был лишен права на очередной ежегодный отпуск за 2016 год, либо на его денежную компенсацию.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор " Ф.И.О. "16 считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, мотивируя это тем, что увольнение истца было произведено в соответствии с требованиями закона, с момента уведомления истца до момента его исключения из списков сотрудников органов наркоконтроля /с 14.09.2015г. по 10.12.2015г./ прошло более 2 месяцев; увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля и исключение его из списка сотрудников органов наркоконтроля осуществлено по окончании периода временной нетрудоспособности Потеружа А.К.
В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика РУ ФСКН России по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "17 также просит в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать. Свое мнение мотивирует тем, что доводы Потеруж А.К. основываются на ошибочном толковании нормативных правовых актов, ссылается, что действующее законодательство не возлагает на правоохранительный орган в лице его руководителя обязанность предлагать сотруднику, должность которого сокращена, все имеющиеся у него вакантные должности, обязанности по которым сотрудник может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Утверждает, что увольнение Потеружа А.К. со службы в органах наркоконтроля и исключение его из списка сотрудников органов наркоконтроля осуществлено по окончании периода его временной нетрудоспособности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Потеруж А.К. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.
Представитель ответчика - РУ ФСКН России по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "18 просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая её доводы необоснованными.
Прокурор " Ф.И.О. "19., также полагая, что решение суда является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Регулирование отношений, связанных со службой в органах наркоконтроля Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ N 613 от 05.06.2003г., который определяет правовую основу и порядок прохождения гражданами РФ службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, впредь до принятия соответствующего федерального закона.
Из абз. 5 ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса РФ следует, что трудовое законодательство не распространяется на других /помимо перечисленных в указанной части данной статьи/ лиц, если это установлено федеральным законом.
Согласно пункту 1, 2 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного указом Президента РФ от 05.06.2003 года N 613 /ред. от 19.12.2015 года/, служба в органах наркоконтроля является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности в ФСКН России и ее территориальных органах, прохождение которой осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с п.п. 6 п. 142 указанного Положения, сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля, в том числе и в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В силу п. 145 Положения, увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля допускается по основаниям, предусмотренным подпунктами 6 и 20 пункта 142 настоящего Положения, - если невозможно перевести сотрудника на другую вакантную должность в органах наркоконтроля или если сотрудник отказывается от перевода на такую должность.
Как следует из обстоятельств дела, подполковник полиции Потеруж Д.К. проходил службу в должности заместителя начальника следственной службы РУФСКН России по Краснодарскому краю.
Приказом ФСКН России от 14.08.2015г. N " ... " "О проведении организационно-штатных мероприятий" должность заместителя начальника следственной службы регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю занимаемая подполковником полиции Потеруж А.К. была сокращена.
Приказом Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю от 14.09.2015г. N " ... " Потеруж А.К. был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение РУФСКН по Краснодарскому краю по последней замещаемой должности с 14.09.2015г. сроком до трех месяцев.
Согласно п.9 приказа ФСКН России от 26.12.2011 года N 559 /ред. от 23.09.2014 года/ "Об утверждении Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности /штата/ органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", в пятидневный срок, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, со дня поступления приказа органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в управление по федеральному округу, территориальный орган, организацию ФСКН России производится ознакомление сотрудника с приказом органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий в части, касающейся сокращения занимаемой им должности. При ознакомлении с приказом органа наркоконтроля о проведении организационно-штатных мероприятий с сотрудником проводится беседа, в ходе которой сотрудник в письменной форме под роспись предупреждается о возможном предстоящем увольнении со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, о чем составляется акт; сообщается дата, с которой сотрудник зачисляется в распоряжение органа наркоконтроля; разъясняются порядок зачисления и условия нахождения в распоряжении органа наркоконтроля /в том числе касающиеся выполнения либо невыполнения сотрудником обязанностей по последней замещаемой должности либо выполнения отдельных служебных обязанностей по последней замещаемой должности, размера выплачиваемого денежного довольствия/, права, обязанности и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение органа наркоконтроля или увольняемого со службы. В период проведения организационно-штатных мероприятий должностными лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, с сотрудником, зачисленным в распоряжение органа наркоконтроля, также проводятся беседы, в ходе которых ему предлагаются вакантные должности, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации, опыта работы, образования и состояния здоровья /кроме должностей высшего начальствующего состава/, имеющиеся в органе наркоконтроля, в распоряжение которого сотрудник зачислен либо в котором он замещал должность до зачисления в распоряжение. По окончании бесед составляются листы беседы согласно приложению 3 к Инструкции об организации работы по увольнению сотрудника. Акт и лист беседы приобщаются к личному делу сотрудника.
В соответствии с пунктом 9 указанного приказа ФСКН России от 26.12.2011г. N559, 14 сентября 2015 года с Потеруж А.К. была проведена беседа заместителем начальника регионального управления - начальником ОКиВР полковником полиции Карякиным П.П., в ходе которой присутствовал и.о. заместителя начальника регионального управления - начальника следственной службы полковник полиции Диянов К.С.
Как следует из листа беседы и акта от 14.09.2015 года Потеруж А.К. был под роспись в письменной форме предупрежден о возможном предстоящем увольнении по пп. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Также он в письменной форме под роспись был ознакомлен с приказом ФСКН России от 14.08.2015г. N " ... " ему была сообщена дата, с которой он зачисляется в распоряжение регионального управления, разъяснен порядок зачисления и условия нахождения в распоряжении, права, обязанности и гарантии социальной защиты.
Кроме того, как следует из листа беседы, Потеруж А.К. была предложена вакантная должность начальника 14 группы следственной службы регионального управления в ст. Ленинградская Краснодарского края, обязанности по которой он может выполнять с учетом его квалификации, опыта работы, образования и состояния здоровья, от назначения на которую он отказался.
Приказом регионального управления от 14.09.2015 г. N " ... " Потеруж А.К. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение регионального управления без исполнения обязанностей по последней замещаемой должности с 14 сентября 2015 г.
Приказом и.о. начальника регионального управления от 09.12.2015г. N " ... " Потеруж А.К. был уволен со службы на основании пп.6 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным указом РФ от 05.06.2003г. N " ... " /в связи с проведением организационно-штатных мероприятий/.
Изложенный в апелляционной жалобе доводы истца Потеружа А.К. о том, что его увольнение является незаконным ввиду того, что ему не были предложены все имеющиеся должности, судебная коллегия находит несостоятельными.
Из анализа выше приведенных норм права следует, что Указ Президента РФ не возлагает на правоохранительный орган в лице его руководителя обязанность предлагать сотруднику, должность которого сокращена, все имеющиеся у него вакантные должности, обязанности по которым сотрудник может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности.
Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности /штата/ органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный Приказом ФСКН России от 26.12.2011 года N " ... ", положений об обязанности предлагать все имеющиеся вакансии также не содержит.
Пункт 11 ранее действовавшей первоначальной редакции приказа ФСКН России N " ... " от " ... " содержал требование, согласно которому в период проведения организационно-штатных мероприятий сотруднику предлагаются все вакантные должности, обязанности по которым сотрудник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья /кроме должностей высшего начальствующего состава/, имеющиеся в том же или ином органе наркоконтроля. Однако, в последующем приказом ФСКН России от 16.04.2013г. N 173 "О внесении изменений в приказ ФСКН России от 26 декабря 2011 г. N " ... " "Об утверждении Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности /штата/ органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" /зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013г. N 28517/ пункт 11 был исключен с 16 июня 2013 года, по тексту всего приказа было исключено слово "все".
Не нашли своего подтверждения и доводы истца о том, что он был уволен до истечения установленного срока увольнения, поскольку ответчиком в нарушение требований законодательства неправомерно были не засчитаны периоды временной нетрудоспособности в срок его нахождения в распоряжении регионального управления.
Согласно п. 67 Указа Президента РФ N 613 и п. 2 приказа ФСКН России от 26.12.2011 N559 при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности, /штата/ органов наркоконтроля, сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев в порядке, определяемом директором ФСКН России. В срок нахождения сотрудника в распоряжении органа наркоконтроля не засчитывается период временной нетрудоспособности или время нахождения в очередном и иных отпусках,
Вопреки доводам апелляционной жалобы, указанные требования нормативно-правовых актов касаются именно нахождения сотрудника в распоряжении органа наркоконтроля. Порядок же увольнения сотрудников наркоконтроля регулируется пунктом 150 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного указом Президента РФ от 05.06.2003 года N 613, и пунктом 6 приказа ФСКН РФ от 12.04.2005г. N 115 "Об утверждении Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Согласно указанным нормам права, сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 6, 9 и 11 пункта 142 Положения, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее, чем за два месяца до увольнения. Предупреждение о предстоящем увольнении оформляется актом по форме согласно приложению 2.
Таким образом, зачисление сотрудника в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев не запрещает работодателю осуществить увольнение до истечения данного срока, если минимальный срок уведомления о предстоящем увольнении в два месяца истек.
В соответствии с изложениями положениями нормативно-правовых актов, 14.09.2015г. Потеруж А.К. был в письменной форме, под роспись предупрежден о возможном увольнении по пп. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что подтверждается соответствующим актом. По истечении более двух месяцев - 09.12.2015г. Потеруж А.К. был уволен со службы из органов наркоконтроля.
Необоснованным является и довод истца о том, что он был уволен в период временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 14 Приказа ФСКН РФ от 12.04.2005г. N 115 "Об утверждении Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" предусмотрено, что увольнение со службы в органах наркоконтроля и исключение из списка сотрудников органа наркоконтроля, при отсутствии необходимости в сдаче дел и должности, могут производиться одним приказом на основании представления к увольнению со службы в органах наркоконтроля и исключению из списка сотрудников органа наркоконтроля по форме согласно приложению 4, в котором заполняются все графы.
В силу п. 15 указанного Приказа в случае, если увольнение и исключение производятся разными приказами, то издание каждого из приказов производится на основании представления к увольнению и исключению по форме согласно приложению 4, в котором заполняются все графы.
В соответствии с п. 157 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы, в том числе в связи с гибелью /смертью/, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Промежуток /срок/ между днем увольнения со службы в органах наркоконтроля и днем исключения из списка сотрудников органа наркоконтроля не может составлять более трех месяцев.
Приказом регионального управления N " ... " от 09.12.2015г. Потеруж А.К. уволен со службы из органов наркоконтроля по подпункту 6 /в связи с проведением организационно-штатных мероприятий/ пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003г. N 613, с 10.12.2015г.
Согласно медицинской справке N " ... " Потеруж А.К. осуществлял уход за больным ребенком с 30.11.2015г. по 09.12.2015г. Надлежащих доказательств, подтверждающих факт временной нетрудоспособности 10.12.2015г. им не представлено.
10 декабря 2015 года Потеруж А.К. был ознакомлен с приказом об увольнении, им была получена выписка из приказа об увольнении и трудовая книжка, что подтверждается соответствующей распиской истца.
Таким образом, увольнение истца со службы в органах наркоконтроля и исключение его из списка сотрудников органов наркоконтроля осуществлено по окончании периода временной нетрудоспособности Потеружа А.К.
Кроме этого, судом первой инстанции при вынесения решения, было обоснованно учтено, что ответчиком - Региональным управлением ФСКН России по Краснодарскому краю были самостоятельно устранены ошибки при подсчете выслуги лет истца, что подтверждается расчетом выслуги и выпиской из приказа от 25.12.2015г. N " ... " при этом разница в сроке выслуги не повлекло для истца приобретение дополнительных льгот.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что приказ об увольнении Потеруж А.К. является законным и обоснованным, оснований для отмены приказа об увольнении и восстановлению истца на службе не имеется, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении его исковых требований.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 19 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Потеружа А.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.