Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "10
судей: " Ф.И.О. "9, " Ф.И.О. "2
по докладу судьи " Ф.И.О. "9
при секретаре " Ф.И.О. "3
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "4 и ее представителя по доверенности " Ф.И.О. "7 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "4 обратилась в суд с иском к администрации МО Кропоткинское городское поселение " ... ", администрации МО " ... " о признании незаконным формирования участка дороги общего пользования (подготовки к проведению аукциона) по адресу: " ... ", пер. Редкодубный, 8/1 для вида разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п.".
В обоснование доводов указано, что депутат " Ф.И.О. "5 в нарушение строительных норм и правил построил ресторан " " ... "" прямо на проезжей части, дороге общего пользования, расстояние до окон жилых домов стало менее 10м., дорога стала проходить по тротуару, которые вообще исчезли, также строительство осуществлено во временной охранной зоне памятников истории и культуры, состоящих в перечне объектов культурного наследия регионального значения, утвержденного Законом Краснодарского края от 17.08.2000г. " ... "-КЗ и т.д. Им же захвачена дорога общего пользования, которая в нарушение закона фактически выведена из общего пользования. " Ф.И.О. "5 признал право собственности на участки дороги общего пользования, которым были присвоены следующие кадастровые номера: " ... " и на которых фактически находится теперь ресторан " " ... "". Создавая невыносимые условия для проживания (по ночам громкая музыка, фейерверки и т.д.), фактически понуждает к продаже за копейки своих земельных участков. В настоящее время " Ф.И.О. "5 фактически выкуплен земельный участок кадастровый " ... ", на котором ранее проживали их соседи и для продолжения захвата земли, как стало известно, уже проведены работы по формированию из дороги общего пользования нового земельного участка с кадастровым номером " ... " Для пользования земельным участком кадастровый " ... " совместно с уже имеющимися у него, депутату " Ф.И.О. "5 просто необходимо захватить еще участок дороги общего пользования " ... " (на плане - треугольной формы), что им и делается в настоящее время. Из ответа от 17.09.2015г. " ... " на " ... " главы Кропоткинского городского поселения " ... " " Ф.И.О. "6 ей стало известно, что данному земельному участку - дорога общего пользования - уже присвоен вид разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п.". Также глава города " Ф.И.О. "6 уведомил, что в отношении данного участка проходит подготовка к проведению аукциона в соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, а жителей данной улицы никто спрашивать не желает, так как глава города не видит оснований для проведения публичных слушаний. Спорный земельный участок с кадастровым номером " ... " является землей, предназначенной для проезда, из земель общего пользования. Депутат " Ф.И.О. "5 последовательно застраивает коммерческими объектами землю общего пользования - дорогу местного значения, которую фактически нарезают на участки, присваивают кадастровые номера и продают депутату. Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. На основании п. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование -планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений. На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также границы зон инженерной и транспортной инфраструктур. Однако в генплан изменения не внесены. Более того, формирование земельного участка с кадастровым номером " ... " на дороге общего пользования фактически делает невозможным подъезд и пользование земельным участком с кадастровым номером " ... ". То есть, фактически данный, так называемый аукцион, является притворным. Депутат " Ф.И.О. "5 просто последовательно захватывает и застраивает асфальтированную дорогу общего пользования. Фактически не стало тротуара, надлежащего подъезда к ее дому. Она лишена возможности пользоваться дорогой общего пользования по пер. Редкодубному, так как она фактически распродается главой " ... " " Ф.И.О. "6 депутату " Ф.И.О. "5 по частям. Две части дороги уже проданы, сейчас глава " ... " " Ф.И.О. "6 готовит аукцион о продаже третьей части дороги. Просит признать незаконным действия администрации Кропоткинского городского поселения " ... " о формировании на дороге общего пользования по пер. Редкодубному в " ... " земельного участка с кадастровым номером " ... " с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п." и проведении работ по подготовке к проведению аукциона о продаже данного земельного участка; обязать администрацию Кропоткинского городского поселения " ... " воздержаться от работ в отношении дороги общего пользования по адресу: " ... ", пер. Редкодубный по разделу дороги на отдельные участки с постановкой на кадастровый учет с изменением вида разрешенного использования данного объекта инфраструктуры - дороги общего пользования с имеющимся асфальтным покрытием.
В судебном заседании представитель административного истца " Ф.И.О. "4 по доверенности " Ф.И.О. "7 требования искового заявления поддержал.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " в удовлетворении административного иска " Ф.И.О. "4 отказано. Снято ограничения, наложенное определением Кропоткинского городского суда от 06.11.2015г. о запрете администрации Кропоткинского городскою поселения проведения работ по подготовке к аукциону, самого аукциона о продаже земельного участка по пер. Редкодубного в " ... " с кадастровым номером " ... " с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.к.".
В апелляционной жалобе представитель " Ф.И.О. "4 по доверенности " Ф.И.О. "7 просит отменить решение суда, считая его вынесенным незаконно и необоснованно, с нарушением норм процессуального и материального права и вынести по делу новое решение об удовлетворении административного иска " Ф.И.О. "4
В соответствии части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав " Ф.И.О. "4 и ее представителя по доверенности " Ф.И.О. "7, просивших решение отменить, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, основанием для начала работ по формированию земельного участка, площадью 90 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", пер. Редкодубный, 8/1, с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п." послужило заявление гражданина " Ф.И.О. "5 от " ... " (вх. " ... "), поданное им в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ранее решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края по делу " ... " от 05.06.2013г. за " Ф.И.О. "5 было признано право собственности на самовольно реконструированные объекты недвижимого имущества, в том числе здание кафе-бара, расположенного по адресу: " ... ", переулок " ... ", 10.
Еще до подачи " Ф.И.О. "5 указанного заявления МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" администрации муниципального образования " ... " подготовило градостроительное заключение по предварительном} согласованию места размещения объекта от " ... " " ... ".1. согласно которому было предварительно согласовано формирование земельного участка для танцевальной площадки при условии согласования с соответствующими службами города и выполнения следующих требований: оформление документации на земельный участок в установленном порядке; соблюдение охранных зон сетей электроснабжения, газоснабжения и канализации; выполнение выноса существующих сетей водопровода с территории формируемого земельного участка, согласно письму ООО "Водоканал" от " ... "; земельный участок возможно использовать без права строительства капитальных и размещения временных объектов. Это подтверждается представленным в материалы дела административным истцом письмом " ... " от 06.11.2015г., адресованным Главой Кропоткинского городского поселения " ... " жителю пер. " ... ", " ... " " Ф.И.О. "8 для передачи другим заявителям.
Как следует из письма " ... "НО-03/1123 от 01.10.2015г., Филиал АО "НЭСК-Электросети" "Кропоткинэлекросеть", согласовал формирование земельного участка с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п." по адресу: " ... ", пер. " ... ", 8/1, с условием соблюдения охранной зоны ВЛИ-0,4 кВ.
06.07.2015г. сведения о земельном участке, площадью 90 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Краснодарский край, " ... ", пер. Редкодубный, 8/1, были внесены в государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый " ... ", с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п.". Статус земельного участка - временный. Публичные слушания по вопросу установления вида разрешенного использования для данного участка не проводились.
В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от " ... " " ... "-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в действующей редакции (ФЗ от " ... " N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), с " ... "г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в границах Кропоткинского городского поселения " ... " администрацией городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Как предусмотрено Правилами землепользования и застройки Кропоткинского городского поселения " ... ", утвержденными решением Совета Кропоткинского городского поселения " ... " от " ... " " ... ", данный вид разрешенного использования земельного участка относится к основным видам разрешенного использования объектов недвижимости, расположенных в территориальной общественно-деловой зоне местного значения "ОД-2", а во-вторых, данный вид разрешенного использования установлен в отношении образуемого земельного участка, что исключает процедуру проведения публичных слушаний согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ. Это следует из представленного административным истцом в материалы дела письма " ... " от 17.09.2015г. Главы Кропоткинского городского поселения " Ф.И.О. "6.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от " ... " N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с этим Законом не подлежат, в том числе, земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования.
Территории общего пользования пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Земельные участки общего пользования, занятые, в частности, площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земельных участков к определенной территориальной зоне осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.
Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", пер. " ... " 8/1, согласно Правилам землепользования и застройки Кропоткинского городского поселения " ... ", утвержденными решением Совета Кропоткинского городского поселения Кавказского" района от " ... " " ... ", относится к основным видам разрешенного использования объектов недвижимости, расположенных в территориально общественно-деловой зоне местного значения "ОД-2". Указанный участок не относится к территориям общего пользования, которые пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В отношении данного участка проходит подготовка к проведению аукциона в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 34, Федеральный закон от " ... " N 171-ФЗ (ред. от " ... ") "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения подпунктов 3 и 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в ^государственной или муниципальной собственности, утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, обеспечить проведение государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, получить технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка на основании заявления заинтересованного гражданина или юридического лица, если такой земельный участок может быть предметом аукциона, применяются с " ... ".
Таким образом, получив " ... " заявление " Ф.И.О. "5 о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной (или муниципальной) собственности (пп. 6 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации) по адресу: Краснодарский край, " ... ", пер. Редкодубный, 8/1, администрация Кропоткинского городского поселения обязана принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка на основании заявления заинтересованного гражданина или юридического лица, если такой земельный участок может быть предметом аукциона.
Как установлено судом первой инстанции, что администрацией Кропоткинского городского поселения не нарушен установленный законом порядок формирования спорного земельного участка, его действия отвечают требованиям ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и поэтому земельный участок, площадью 90 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, пер. Редкодубный, 8/1, кадастровый " ... ", с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п.", может выступать предметом аукциона.
Определением Кропоткинского городского суда от 25.11.2015г. из администрации Кропоткинского городского поселения истребованы копии выписки Генерального плана " ... " по пер. Редкодубный, в том числе, от дома " ... " до дома " ... ", утвержденного решением 51 сессии Думы IV созыва МО " ... " " ... " от 24.12.2008г., согласно которому данный земельный участок, расположен в территориальной общественно-деловой зоне местного значения "ОД-2" и в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кропоткинского городского поселения " ... ", утвержденными решением Совета Кропоткинского городского поселения " ... " от " ... " " ... ", данный вид разрешенного использования земельного участка относится к основным видам разрешенного использования объектов недвижимости, расположенных указанной территориальной зоне.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей. Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой градостроительной зоны видом разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные виды, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования. Последние допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования, осуществляемых совместно с ними.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти. органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекс Российской Федерации а).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства изменения категории земельного участка на категорию, позволяющую установлению вида разрешенного использования земельного участка - "земельный участок общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования".
При этом, в соответствии с генеральным планом " ... " и в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кропоткинского городского поселения " ... ", утвержденными решением Совета Кропоткинского городского поселения " ... " от " ... " " ... " спорный земельный участок расположен в территориальной общественно-деловой зоне местного значения "ОД-2".
При таких обстоятельствах, до изменения категории земельного участка, изменение вида разрешенного использования в заявляемом истцом варианте не отвечает требованиям законодательства применительно к целевому использованию земель.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не усматривает в действиях административного ответчика администрации Кропоткинского городского поселения нарушений требований законодательства РФ при формировании земельного участка площадью 90 кв.м. по адресу: Краснодарский край, " ... ", пер. Редкодубный, 8/1, кадастровый " ... ", с видом разрешенного использования "танцевальные площадки, дискотеки и т.п.".
Равным образом у суда не имелось оснований для принятия решения об обязании администрации Кропоткинского городского поселения " ... " воздержаться от работ в отношении дороги общего пользования по адресу: " ... ", пер. " ... " по разделу дороги на отдельные участки с постановкой на кадастровый учет с изменением вида разрешенного использования данного объекта инфраструктуры-дороги общего пользования с имеющимся асфальтным покрытием.
Ссылки административного истца " Ф.И.О. "4 и его представителя " Ф.И.О. "7 на требования ст.ст. 28, 29, 30. 31, 34 Земельного кодекса РФ суд считает несостоятельными, так как согласно Федеральному закону от " ... " N 171-ФЗ ст.ст. 28-34 Земельного кодекса РФ утратили силу с " ... ".
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, суд первой инстанции имел достаточные основания для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... ", вынесено законно и обоснованно, без нарушения норм процессуального и материального права, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " - оставить без изменения, а апелляционную жалобу " Ф.И.О. "4 и ее представителя по доверенности " Ф.И.О. "7- оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.