Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего " Ф.И.О. "10,
судей " Ф.И.О. "9, " Ф.И.О. "11
по докладу судьи " Ф.И.О. "9,
при секретаре " Ф.И.О. "4,
с участием прокурора " Ф.И.О. "8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации МО " ... " по доверенности " Ф.И.О. "5 и начальника Управления по вопросам семьи и детства АМО " ... " " Ф.И.О. "6 на решение Первомайского районного суда " ... " от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Прикубанского административного округа " ... " обратился в Первомайский районный суд " ... " с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов " Ф.И.О. "1 к администрации МО " ... ", Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, заинтересованное лицо Управление по вопросам семьи и детства администрации МО " ... " об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот. Однако требование закона в части обеспечения " Ф.И.О. "1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, ответчиками не исполнено.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда " ... " от " ... " исковые требования прокурора Прикубанского административного округа " ... ", удовлетворены.
Суд обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, жилого помещения;
- обязал администрацию муниципального образования " ... " предоставить " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, по месту его жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО " ... " по доверенности " Ф.И.О. "5 просит данное решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора - отказать полностью. В обоснование жалобы, ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Начальник Управления по вопросам семьи и детства АМО " ... " " Ф.И.О. "6 в апелляционной жалобе просит решение суда от 10.12.2015г. отменить, исковое заявление прокурора " ... " - оставить без рассмотрения, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав представителя Управления по вопросам семьи и детства АМО " ... " по доверенности " Ф.И.О. "7, поддержавшую апелляционные жалобы и просившую оставить без рассмотрения решение суда от 10.12.2015г., прокурора " Ф.И.О. "8, просившую решение суда от 10.12.2015г. оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворив требования прокурора " ... " суд, прежде всего, исходил из того, что необеспечение администрацией муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "1 благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в установленном законом порядке нарушает его жилищные права.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствует материалам дела.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо прохождения военной службы по призыву, либо окончания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статей 2, 5 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "КЗ дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" муниципальное образование " ... " наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещении муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
В соответствии п. 1.1. Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от " ... " " ... " министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики, в том числе осуществление мероприятий по предоставлению лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
В соответствии с Федеральным законом от " ... " N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Закону Краснодарского края " ... "-КЗ: финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета (статья 2); размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год (статья 3); органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (статья 12).
На основании статьи 7.1 Закона Краснодарского края " ... "-КЗ расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета (п.l). Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета (п.2).
Судом первой инстанции достоверно установлено, что " Ф.И.О. "1 состоит на учете по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от " ... " " ... "-же, так как он жильем не обеспечен.
Согласно сведениям филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по " ... " " Ф.И.О. "1 не является собственником недвижимого имущества в " ... ", сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами дела.
Исходя из анализа указанных норм, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора " ... ".
Суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда - мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда " ... " от " ... " следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда " ... " от " ... " оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.