Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Кошкиной М.Г., Бирючковой О.А.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Е. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 февраля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., объяснения помощника прокурора Магаданской области Розенберг Н.Л., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов Е. с иском к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал тем, что истец Е. "дата" года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Магаданского городского суда от 27 апреля 2009 года родители истца Е.В. и Е.Е. лишены родительских прав. Постановлением мэра города Магадана от 27 ноября 2009 года N 3308 несовершеннолетний Е. был передан под надзор в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма Е. не имеет.
Решением органа опеки и попечительства города Магадана от 21 мая 2014 года истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Е. до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор просил возложить на мэрию города Магадана обязанность предоставить Е. изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства жилое помещение площадью не менее 15 кв.м., расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Магаданского городского суда от 12 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе мэрия города Магадана ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального права.
Ссылаясь на положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области", правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что обязательным условием предоставления жилого помещения данной категории граждан является включение гражданина в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктами 18, 20 Порядка формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, областной список формируется и утверждается ежегодно в срок до 15 апреля.
Е. в такой список на 2015 год включен не был. Приказом Министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 10 апреля 2015 года N 378 истец включен в областной список на 2016 год.
Обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 2, части 1 статьи 5 Закона Магаданской области от 22 июня 2007 года N 875-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета, использование которых допускается только по целевому назначению.
Поскольку Е. включен в областной список на текущий календарный год, который еще не завершен, полагает, что право истца на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана нарушено не было.
Истец, ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. На основании части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Изложенные в решении выводы мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, действующей в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 17-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению названных выше лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Включению в такой список подлежат лица, поименованные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным выше лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Как следует из содержания пункта 2 статьи 1 Закона Магаданской области от 22 июня 2007 года N 875-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями", действующей в редакции Закона Магаданской области от 22 июня 2015 года N 1927-ОЗ, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с учетом несовершеннолетних членов их семьи, а также по заключению договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (по решению органа опеки и попечительства по месту жительства) и договоров социального найма с указанными лицами в отношении тех же жилых помещений при соблюдении условий, установленных федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по нормам предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, Е., "дата" года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Магаданского городского суда от 27 апреля 2009 года родители истца Е.В. и Е. лишены родительских прав.
Постановлением мэрии города Магадана от 26 сентября 2010 N 2905 Е. направлен в государственное образовательное учреждение "Магадаснкий областной детский дом".
Постановлением мэрии города Магадана от 06 мая 2014 года N 1561 установлен факт невозможности проживания Е. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Согласно выписке из реестра объектов капитального строительства государственного учреждения "Магаданское областное учреждение технической инвентаризации" жилых помещений, принадлежащих истцу на праве собственности, на территории города Магадана, поселка Сокол и поселка Уптар не зарегистрировано.
Решением органа опеки и попечительства города Магадана от 20 октября 2014 года истец на основании его заявления включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 10 апреля 2015 года N 378 истец включен в областной список на 2016 год.
Поскольку Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, нанимателем по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При таком положении с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание тот факт, что истец на день обращения прокурора с иском в суд жилым помещением не обеспечен, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к преждевременности заявленного прокурором требования о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда, основанием для отмены решения суда не являются.
Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, судом не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана- без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи О.А. Бирючкова
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.