СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе ГБУ "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2016 года, по которому:
иск прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара в интересах Никоновой Ж.И. удовлетворен.
Взысканы с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Никоновой Ж.И. денежные средства в счет возмещения стоимости лекарственных средств в размере 3682 рубля.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Полецковой А.С., прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах Никоновой Ж.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом с торговыми наименованиями "Летроза" и "Герцептин" в количестве, необходимом для проведения лечения постоянно, взыскании стоимости приобретенных лекарственных препаратов "Летроза" в сумме 3682 руб. В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка по вопросу ненадлежащего обеспечения Минздравом РК лекарственными препаратами Никоновой Ж.И., которая имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача. За декабрь 2012г. - июль 2015г. ей ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника" выписаны рецепты на обеспечение лекарственными средствами "Летрозол Тева", "Летроза", "Герцептин" (12.12.2014г., 06.01.2015г., 19.02.2015г., 21.03.2015г., 22.04.2015г., 19.05.2016г., 07.07.2015г. Проверкой установлено, что в аптеке ГУП "Государственные аптеки Республики Коми" N 37 в указанный выше период отказывалось от предоставления Никоновой Ж.И. препаратов "Летрозол Тева", "Летроза", в связи с чем, в целях поддержания жизнедеятельности вынуждена была за счет собственных средств приобретать в аптеке N 19 ООО "Фарма-М" лекарственный препарат "Летроза" в таблетках 2,5 мг стоимостью 3682руб. В результате отсутствия должного контроля за наличием в аптечных учреждениях жизненно необходимых лекарственных средств со стороны ответчика Никонова Ж.И. лишена возможности бесплатно получать назначенные ей врачами препараты "Летроза", "Герцептин", что повлекло затраты Никоновой Ж.И. на приобретение препаратов за счет собственных средств.
Определением суда от 10.11.2015г. производство по иску прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара в интересах Никоновой Ж.И. к Министерству здравоохранения РК об обязании обеспечить лекарственными препаратами с торговыми наименованиями "Летроза", "Герцептин" в количестве необходимом для проведения лечения постоянно прекращено в связи с отказом прокурора от данных требований.
В остальной части судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Никонова Ж.И. в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача.
В связи с имеющимся заболеваниями Никоновой Ж.И. рекомендован прием препарата "летрозол" 2,5 мг 1 таб. в день до 5 лет, прием препарата "герцептин" в дозе 440 мл с интервалом в 3 недели до 1 года. Рецепты на вышеуказанные препараты специалистами ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника" Никоновой Ж.И. начали выписываться с 12.12.2014г.
12.12.2014г. врачом ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника" Никоновой Ж.И. был выписан рецепт серии 87-14 N 43613601 на лекарственный препарат "летрозол" в дозировке 2,5 мг в количестве 60, который был предъявлен в аптеку N 37 12.12.2014г. В виду отсутствия указанного препарата в аптеке указанный рецепт был взят на отсроченное обеспечение.
Комиссией в составе председателя зам. гл.врача ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника" и членов комиссии ст.провизора ГБУЗ РК "Эжвинская городская поликлиника", заведующей аптекой N 37 28.01.2015г. указанный выше рецепт был снят по причине истечения срока действия рецепта.
Учитывая, что указанный препарат является жизненно необходимым, Никонова Ж.И. 18.02.2015г. приобрела его за собственные денежные средства, потратив при этом 3682 руб., что подтверждается товарным и кассовым чеком от 18.02.2015г.
Согласно реестру отпуска рецептов, представленному ГУП РК "ГАРК", Никонова Ж.И. была обеспечена бесплатно лекарственным препаратом "летрозол" только 07.07.2015г.
Установив, что Министерство здравоохранения Республики Коми, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, отвечающий за организацию обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов по рецептам врача, не организовало своевременно обеспечение Никоновой Ж.И. лекарственным препаратом "летрозол" в спорный период с 12.12.2014г. по 18.02.2015г., суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав истицы по вине ответчика, в связи с чем на основании ст. 15,16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал в пользу истицы убытки, понесенные в связи с самостоятельным приобретением лекарственных препаратов в сумме 3682 руб.
В соответствии с п. п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Согласно пп. 33 п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283 Министерство для реализации возложенных на него задач исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
В соответствии с приложением 3 к Закону Республики Коми от 25.11.2015 N 103-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" осуществление расходов по реализации льготного лекарственного обеспечения населения Республики Коми отнесено к Министерству здравоохранения Республики Коми.
Судом первой инстанции из представленного отчета о движении товаров за период с 01.09.2014г. по 06.11.2015г. установлено, что на складе аптечной сети ГУП РК "ГАРК" необходимого остатка лекарственного препарата, который мог быть перераспределен истице, не имелось. Каких-либо объективных доказательств того, что ответчиком было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение лекарственным препаратом "летрозол" в спорный период с 12.12.2014г. по 18.02.2015г., суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приобретение лекарственных препаратов истцом за счет собственных средств было связано с несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами, что повлекло причинение Никоновой Ж.И. убытков на сумму 3682 рубля.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на выполнение Министерством здравоохранения Республики Коми своих функций в полном объеме - проведение торгов и заключение государственного контракта на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, не свидетельствует об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца на получение необходимых ей по состоянию здоровья лекарственных средств, и, как следствие, ущемления гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. ст. 7, 41).
Ссылки в жалобе на то, что необходимый медицинский препарат имелся в аптечной сети и на то, что функции по отпуску, перераспределению лекарственных препаратов возложены на ГУП РК "ГАРК", а, следовательно, отсутствует вина Министерства здравоохранения в не обеспечении Никоновой Ж.И. лекарственными препаратами, не влекут отмену решения суда, поскольку направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств.
Из представленных доказательств следует, что 12.12.2014г. (день выписки рецепта) препарат "летрозол" в аптечном пункте N 37 отсутствовал. Имеющиеся в наличии в аптечной сети ГУР РК "ГАРК" (в иных аптечных пунктах) лекарственные препараты "летрозол" в остатках, были отпущены конкретным пациентам, льготным категориям граждан по рецептам, находящимся на отсроченном обслуживании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о наличии на складе лекарственного препарата, поскольку перераспределение лекарственного препарата истице не может быть произведено за счет нарушения прав других пациентов.
Учитывая, что судом первой инстанции установлено отсутствие в аптечной сети лекарственного препарата необходимого истице по рецепту врача от 12.12.2014г. на день его предъявления, надлежащим ответчиком в данном случае в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283 и приложением 3 к Закону Республики Коми от 25.11.2015 N 103-РЗ является Министерство здравоохранения Республики Коми, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы и не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.