СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 14 апреля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Зинской И.А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2015 года, которым
взысканы с Зинской И.А. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" незаконно полученные в качестве субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг денежные средства в сумме 99933,71 (девяносто девять тысяч девятьсот тридцать три) руб. 71 коп.
Взыскана с Зинской И.А. государственная пошлина в размере 3198,01 (три тысячи сто девяносто восемь) руб. 01 коп. с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты" обратилось в суд с иском к Зинской И.А. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 99933,71 руб. В обоснование иска указал, что в результате сокрытия ответчиком сведений о совершении сделок купли-продажи автотранспортных средств, влекущих получение дополнительных доходов, незаконно получена назначенная в период с 01.10.2010 по 31.03.2011 и 01.10.2013 по 31.03.2015 субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как вынесение с нарушением норм материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидии.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане и члены семей граждан представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя предоставляются документы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
В силу п.14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с п.49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средств добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зинская И.А. с 12.10.2010 по март 2015 года являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"Б, "Адрес обезличен".
В заявлении от 12.10.2010 Зинская И.А. подтвердила, что ее семья состоит из одного члена семьи, взяла на себя обязательство своевременно, в течение месяца, сообщить обо всех изменениях, влекущих изменение размера субсидии или прекращение предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: состава семьи, постоянного места жительства, основания проживания, гражданства, материального положения, счета в финансово-кредитном учреждении и другое. Одновременно Зинская И.А. предупреждена об ответственности за достоверность и полноту предоставленных сведений.
В последующем при перерегистрации Зинской И.А. предоставлялись совместно с заявлением о назначении субсидии, справка о составе семьи, документы, подтверждающие доходы заявителя (с места работы), а также сведения о суммах платежей начисленных за жилищно-коммунальные услуги, сведения об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ. Сведений о наличии иных доходов истец не указывала.
В марте 2015 года специалистами ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты" проведена проверка правоустанавливающих документов, в результате которой выявлено, что Зинская И.А. не сообщила в Ужредение информацию о наличии у нее иного, кроме заработной платы, дохода от продажи транспортных средств.
Как следует из материалов дела, за Зинской И.А. в период с 09.04.2010 по 04.03.2011 был зарегистрирован автомобиль RENAULT (SR), государственный регистрационный знак ... на основании договоров купли-продажи от 07.04.2010 и 04.03.2011.
В период с 14.09.2013 по 06.06.2014 за Зинской И.А. был зарегистрирован автомобиль КIА SLS SPORTAGE SL SLS, государственный регистрационный знак ... на основании договоров купли-продажи от 14.08.2013 и 31.05.2014.
В период с 27.05.2011 по 24.10.2013 за Зинской И.А. был зарегистрирован автомобиль ТОУОТА COROLLA, государственный регистрационный знак ... на основании договоров купли-продажи от 10.05.2011 и 16.10.2013.
Факт приобретения и последующей продажи указанных автотранспортных средств Зинская И.А. не оспаривает. В объяснительной от 06.04.2015 на имя директора ГБУ РК "ЦСЗН г. Воркуты" подтвердила оформление указанных трех транспортных средств на нее, снятие транспортных средств с регистрационного учета по причине их продажи.
Разрешая спор суд первой инстанции исходил из того, что в период с 2010 по 2014 г.г. Зинской И.А. в адрес ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты" предоставлялись недостоверные сведения о доходах, имеющие значения для назначения субсидии, ответчиком, что привело к необоснованному получению субсидии на сумму 99933,71 руб., которая подлежит возврату в бюджет.
При этом суд указал, что срок исковой давности истцом при обращении с настоящим иском в суд не пропущен, поскольку обязанность у Учреждения по проверке представленных сведений возникла 14.08.2014, с момента введения в действие постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 734 с 14.08.2014 в Правила пункт 42(1), возлагающий на уполномоченный орган обязанность при принятии решения о предоставлении субсидии провести проверку предоставленных самим гражданином сведений о доходах, в связи с чем, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия выводы суда полагает верными, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы стороны ответчицы о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд, правомерно были отклонены судом первой инстанции, учитывая положения ст.ст.196, 200 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым общий срок исковой давности устанавливается в три года, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Поскольку истцу о неосновательности получения ответчицей субсидии стало достоверно известно в марте 2015 года из сведений ОМВД России по г.Воркуте, при обращении с настоящим иском в суд 05.11.2015 срок исковой давности им не пропущен.
Кроме того, согласно п.14 Правил обязанность по представлению полных и достоверных сведений о своих доходах возложены на гражданина, обратившегося за получением субсидии. При этом п.11 Правил уполномоченным органам предоставлено право проверять подлинность предоставленных заявителем документов.
Доводы жалобы о не разъяснении при обращении с заявлением о предоставлении субсидии, о необходимости предоставления сведений об иных доходах не влечет отмены решения суда, поскольку Зинская И.А. предупреждалась об ответственности за достоверность и полноту представленных сведений.
Указание в жалобе на то обстоятельство, что фактически транспортные средства принадлежали третьему лицу и им использовались, не являются основанием для отмены решения, поскольку собственником последних являлась Зинская И.А.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не требуют дополнительной проверки, не опровергают и не ставят под сомнение выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, и не усматривает оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к его отмене.
Руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зинской И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.