СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2016 года, по которому
обязано Агентство Республики Коми по управлению имуществом оборудовать вход в здание Отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов N 1 Территориального центра социального обслуживания населения ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара, расположенное по адресу: "Адрес обезличен", специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии со СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя ответчика Ковалевой М.А., представителя третьего лица Юдиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по управлению имуществом о возложении обязанности оборудовать вход в здание Отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов N 1 Территориального центра социального обслуживания населения ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара", расположенного по адресу: "Адрес обезличен", специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования, представитель ответчика с иском не согласилась, представитель третьего лица ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы указано, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к в силу закона обязанность обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к зданию лежит на ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара", которое владеет зданием на праве оперативного управления.
Прокурором поданы письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, задание по адресу "Адрес обезличен" является собственностью Республики Коми, находится в оперативном управлении ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара". В указанном здании расположено Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов N 1 Территориального центра социального обслуживания населения ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара".
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по оборудованию входа в здание Отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов N 1 Территориального центра социального обслуживания населения ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара" специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу ч. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Вместе с тем, собственник, передавая свое имущество другому лицу на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения возлагается в силу прямого указания закона на собственника объекта социальной инфраструктуры, исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям, включая передачу объекта недвижимости на праве оперативного управления. При этом самостоятельная имущественная ответственность ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" по своим обязательствам не освобождает Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений от публичной обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения, закрепленных на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.