СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Мельниковой А.В.
с участием прокурора Ковригиной О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 18 апреля 2016 года гражданское дело апелляционной жалобе Ермулиной Е.А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 февраля 2016 года, которым
Обязана Ермулина Е.А. ( "Дата обезличена" г.р., уроженка "Адрес обезличен" Украинской АССР) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить совмещение статуса депутата представительного органа - Совета муниципального образования городского округа "Воркута" с замещением должности муниципальной службы - заместителя начальника управления образования администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., прокурора Ковригину О.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Воркуты обратился в суд с требованием к Ермулиной Е.А. о прекращении совмещения статуса депутата представительного органа - Совета муниципального образования городского округа "Воркута" с замещением должности муниципальной службы - заместителя начальника управления образования администрации муниципального образования городского округа "Воркута" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Шалунова Ю.В. поддержала вышеуказанные требования.
Дело рассмотрено в отсутствие Ермулиной Е.А., которая просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Администрация МО ГО "Воркута" с требованиями прокурора также не согласилась, указав в отзыве, что должность, занимаемая Ермулиной Е.А., не относится к перечню должностей муниципальной службы.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ермулина Е.А. выражает несогласие с решением суда, считая его незаконным.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что Ермулина Е.А. 13.09.2015 избрана депутатом Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва сроком окончания полномочий - сентябрь 2020 года. Осуществляет депутатскую деятельность на непостоянной основе.
С 01.01.2015 Ермулина Е.А. занимает должность заместителя начальника Управления образования администрации МО ГО "Воркута", с ней заключен трудовой договор без особенностей и условий о прохождении муниципальной службы.
Уставом муниципального образования городского округа "Воркута" (принятого Советом МО ГО "Воркута" 27.02.2006) предусмотрено, что Совет городского округа является представительным органом городского округа, представляет население городского округа и от его имени осуществляет местное самоуправление.
В Перечне должностей в муниципальном образовании городского округа Реестра должностей муниципальной службы в Республике Коми (Приложение 1 к Закону Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 21.12.2007 N 133-РЗ) предусмотрена должность заместителя руководителя (начальника, председателя) департамента, комитета, управления.
Из постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.10.2014 N 1910 следует, что в структурном подразделении - Управлении образования администрации, предусмотрены должности заместителя начальника управления - 6 единиц, из которых 3 единицы не относятся к муниципальной службе.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МО ГО "Воркута", утвержденным 30.10.2014, Управление образования является отраслевым органом администрации муниципального образования. К основным задачам Управления относятся, в том числе, удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей, учет детей, подлежащих образованию, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования и т.д.
Из должностной инструкции Ермулиной Е.А., заместителя начальника Управления образования, следует, что заместитель начальника Управления осуществляет управление в сфере дошкольного образования с целью повышения эффективности деятельности подведомственных образовательных учреждений, исполнение функций организатора по предоставлению бесплатного дошкольного, начального общего образования, дополнительного образования подведомственными образовательными учреждениями, по мониторингу качества образования, по контролю за деятельностью подведомственных образовательных учреждений, по реализации региональных и муниципальных программ развития образования.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета, ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно ст.6 того же Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено понятие органов местного самоуправления - избираемых непосредственно населением и (или) образуемых представительным органом муниципального образования органов, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения закон относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения городского округа тот же Федеральный закон относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время, пункт 13 части 1 статьи 16.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции привел в решении положения вышеуказанных законов соотнес их с перечнем обязанностей Ермулиной Е.А. по занимаемой должности, и пришел к выводу о соответствии последних понятию муниципальной службы, поскольку Ермулина Е.А. принимает прямое участие и контролирует вопросы обеспечения жизнедеятельности населения в части дошкольного, начального общего и дополнительного образований.
При этом суд обоснованно указал, что правильность оформления с Ермулиной Е.А. трудовых отношений без учета особенностей, предусмотренных для муниципальных служащих, при явном выполнении ею данных обязанностей, не является предметом настоящего судебного разбирательства и не влияет на выводы суда.
Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими федеральными законами.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "О муниципальной службе" установлен запрет на замещение должности муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.
В п.9 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также говорится, что депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы.
Аналогичный запрет содержится и в ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Суд правильно указал, что муниципальная служба в силу своего публично-правового характера не допускает совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью, и муниципальный служащий не может одновременно находиться на муниципальной службе и замещать муниципальные должности (на постоянной или не постоянной основе). К числу таки должностей относится должность депутата представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, в нарушение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции Ермулина Е.А. с момента избрания депутатом и по настоящее время не соблюдает ограничения и совмещает деятельность депутата Совета МО ГО "Воркута" и муниципального служащего.
Признавая требования прокурора обоснованными, суд верно указал, что лицо вправе самостоятельно решить прекратить статус депутата, оставаясь муниципальным служащим, либо продолжить депутатскую деятельность, оставив муниципальную службу, однако, Ермулина Е.А. до настоящего времени не сложила полномочия депутата и не оставила муниципальную службу, администрация МО ГО "Воркута" соответствующего решения не принимала.
Судебная коллегия данный вывод суда считает законным и обоснованным.
Имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости, относимости, достоверности и достаточности. Решение суда содержит исчерпывающие выводы, следующие из установленных им юридических фактов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной оценке, направлены по существу на иную оценку исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать обоснованным и соответствующим закону, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 8 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермулиной Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.