СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Костенко Е.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2015 года, которым
признано несоответствующим закону и недействующим приложение N 2 к постановлению главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2014 года N 2/350 "Об утверждении Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар" в части включения в состав общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар" работников Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления ФССП России по Республике Коми, Управления Министерства внутренних дел России по г. Сыктывкару, Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару;
на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность опубликовать решение суда в печатном органе "Панорама столицы" в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", с учётом представленных уточнений, о признании несоответствующим закону и недействующим приложения N 2 к постановлению главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2014 года N 2/350 "Об утверждении Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар" в части включения в состав общественной комиссии работников Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республики Коми, Управления Министерства внутренних дел России по г.Сыктывкару, Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару, ссылаясь на то, что участие в работе общественной комиссии не входит в компетенцию сотрудников названных органов, а также, что включив их в состав комиссии, администрация МО ГО "Сыктывкар" по существу возложила на перечисленные органы власти и управления выполнение несвойственных им функций.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сыктывкара административный иск поддержал.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" в судебном заседании с административным иском не согласилась.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что действующим законодательством ограничений по роду деятельности членов комиссии по жилищным
вопросам не установлено, включение в состав Комиссии указанных работников законно, поскольку их деятельность непосредственно связана с подлежащими рассмотрению Комиссией вопросами.
Прокурор Юдин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Администрация МО ГО "Сыктывкар", надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя не обеспечила, поэтому в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 17 приведённого Закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 20 пункта 6 статьи 44 Устава МО городского округа "Сыктывкар", утвержденного Советом МО городского округа "Сыктывкар" 18 января 2006 года, предусмотрено, что администрация городского округа в пределах своей компетенции обеспечивает малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, передает в собственность граждан в порядке приватизации жилые помещения муниципального жилищного фонда и осуществляет иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В целях реализации администрацией МО ГО "Сыктывкар" своих полномочий постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2014 года N 2/350 утверждено Положение об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар", которым установлен порядок деятельности общественной комиссии
по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар" в решении жилищных вопросов и охране жилищных прав граждан.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Положения Комиссия является коллегиальным и постоянно действующим органом при Администрации МО ГО "Сыктывкар" и образована для рассмотрения документов, предоставляемых гражданами для решения жилищных вопросов, подготовки предложений по жилищным вопросам и реализации конституционного права граждан на жилище.
В соответствии с установленным пунктом 2 порядком формирования Комиссии, Комиссия создается в составе заместителя главы администрации города (Председателя Комиссии), представителей комитета жилищной политики, ведомств, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности). Численный и персональный состав Комиссии утверждается постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" и может быть в любое время изменён (одни члены Комиссии могут быть выведены из ее состава и заменены другими) в зависимости от обстоятельств и объёма работы по ведению учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Предложения по численному составу Комиссии вносятся комитетом жилищной политики на рассмотрение главе администрации МО ГО "Сыктывкар", по согласованию с Председателем Комиссии.
К полномочиям Комиссии согласно пункту 3 Положения отнесено разрешение вопросов постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, проверке сведений, предоставляемых гражданами при постановке на учет, об отказе в постановке на учёт и снятии с учёта; о включении (отказе во включении) граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма; о вселении граждан в жилые помещения муниципального жилищного фонда, об изменении договора социального найма жилого помещения, об обмене жилых помещений муниципального жилищного фонда; о принятии и исключении граждан из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьей 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан"; иные вопросы, возникающие из жилищных правоотношений, возникающие в процессе работы Комитета жилищной политики.Согласно приложению N 2 к постановлению главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2014 года N 2/350 "Об утверждении Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар" в состав общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар", в числе прочих лиц, включены работники Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республики Коми, Управления Министерства внутренних дел России по г. Сыктывкару, Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару.
Рассматривая дело, суд при решении вопроса об обоснованности требований иска, оценил полномочия органов, чьи работники включены в состав Комиссии, и, установив, что ни органы Федеральной службы судебных приставов, ни органы полиции, ни органы
опеки и попечительства полномочиями по решению вопросов об обеспечении лиц, нуждающихся в жилье и проживающих на территории муниципального образования, жилыми помещениями, не наделены, пришёл к выводу об их удовлетворении.
Вывод суда соответствует требованиям закона, согласуется с установленными обстоятельствами и является верным.
В силу положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", требований Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов; осуществлению принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция именно в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
В статье 2 Закона направления деятельности полиции определены с учетом поставленных задач, связаны, в том числе, с защитой личности, государства, общества от противоправных посягательств, с предупреждением и пресечений преступлений и административных правонарушений, выявлением и раскрытием преступлений, с исполнением административных наказаний, обеспечением правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, охрана имущества и объектов, государственной защитой лиц.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. В порядке требований статьи 7 приведённого Закона основными задачами органов опеки и попечительства для целей указанного Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещённых под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку назначение членов комиссии не содержит указаний на списочный состав её участников, её формирование поставлено в зависимость от занимаемых должностей, рода их деятельности, при их назначении следует исходить из полномочий лиц органов, включаемых в состав комиссии.
Анализ приведённых положений закона свидетельствует о том, что к полномочиям органов, чьи работники включены в состав общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО "Сыктывкар", разрешение вопросов, связанных с обеспечением жильем и постановке на соответствующий учет, не отнесено. Ни на органы Федеральной службы судебных приставов, ни на органы полиции, ни на органы опеки и попечительства не возложены функции по решению вопросов об обеспечении лиц, нуждающихся в жилье и проживающих на территории муниципального образования, жилыми помещениями. С учётом возложенных функций для реализации поставленных задач лица, на неправомерное включение которых указывает заявитель административного иска, не компетентны в разрешении поставленных на обсуждение Комиссии вопросов.
Поскольку, при осуществлении деятельности должно быть обеспечено надлежащее и своевременное выполнение поставленных задач, члены Комиссии должны быть сведущи в разрешении поставленных вопросов, обладать соответствующими знаниями и
полномочиями, доводы жалобы, в которых заявитель настаивает на том, что каких-либо ограничений по роду деятельности лиц, включенных в состав Комиссии, действующее законодательство не содержит, выводов суда не опровергает и основанием к отмене принятого решения суда не является.
Ссылка заявителя в жалобе на то, что администрация является должником по исполнительным производствам и участие судебного пристава обеспечено в целях соблюдения прав взыскателей, не может быть принята во внимание в качестве основания к отмене принятого решения суда.
Разрешение вопросов обеспечения жильем, восстановление в очереди на получение жилья, отнесённых на рассмотрение комиссии не поставлено в зависимость от обязательств заявителя жалобы по исполнительным производствам, должно быть определено при наличии правовых, законодательно установленных оснований такого обеспечения вне зависимости от обязательств должника. Напротив, исполнение возложенных судебным актом обязательств императивно, подконтрольно-судебному приставу - исполнителю, задачей которого при осуществлении деятельности является принудительное, своевременное и правильное исполнение требований исполнительного документа.
Что касается возможности включения в состав комиссии работников Управления Министерства внутренних дел России по г. Сыктывкару. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из её предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с её предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Таким образом, с учетом возложенных задач, работник органа полиции, равно как и работники органов Федеральной службы судебных приставов, органов опеки и попечительства полномочиями по решению вопросов о правах граждан на жилищное обеспечение не наделены.
По основанию отсутствия соответствующих полномочий включение в состав Комиссии по жилищным вопросам работников органа опеки и попечительства также неправомерно.
Включение в состав Комиссии на правах её членов государственных органов с полномочиями по решению вопросов, определённых пунктом 3.1 Положения, противоречит положениям статей 12, 13 Конституции РФ в части соблюдения принципа
разделения предметов ведения государственных органов и органов местного самоуправления, а также статьи 130 Конституции РФ о самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
С учётом изложенного, судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.