СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Костенко Е.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе Маркина А.Д. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 октября 2015 года, которым
в удовлетворении исковых требований Маркина А.Д. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 24" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании действий незаконными, возложении обязанности по ознакомлению с медицинской картой, предоставлению копии медицинской карты отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маркин А.Д. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК о признании незаконными действий об отказе в ознакомлении с медицинской картой, предоставлении копии медицинской амбулаторной карты, настаивая на том, что наделен правом ознакомления с медицинскими документами, отражающими состояние его здоровья, просил возложить на ответчика обязанность ознакомить его с медицинской картой и представить запрашиваемые копии.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, явка сторон не является и не признана судом обязательной, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Маркин А.Д. просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, настаивая на том, что законом предусмотрена выдача гражданам медицинских документов, отражающих их состояние здоровья, и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений такого запрета не содержат.
Стороны в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, Маркин А.Д. отбывает наказание в местах лишения свободы.
Процессуальное законодательство по делам, подлежащим рассмотрению в порядке административного судопроизводства, допускает рассмотрение дел без участия кого-либо из лиц, участвующих в деле, которые в силу определённых обстоятельств не могут принимать участие в судебном заседании, оснований для признания явки административного истца обязательной судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственного затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право получать в доступной для него форме, имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Пациент имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок их них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи, в том числе лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, регулируются в соответствии с утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 года Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, в соответствии с пунктом 4 которого на медицинские службы федеральных органов исполнительной власти возложена обязанность обеспечения соблюдения прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 65 Порядка медицинские карты амбулаторного больного, листы назначений, листки временной нетрудоспособности на руки подозреваемым, обвиняемым и осужденным не выдаются, хранятся в медицинской части в шкафах под замком, листки временной нетрудоспособности - в металлическом шкафу, сейфе. За учет и хранение их отвечает лицо, назначенное начальником медицинской части. Вместе с медицинской картой амбулаторного больного хранятся журналы регистрации амбулаторных больных.
Указанное положение не должно лишать подозреваемого, обвиняемого и осужденного права на получение информации о состоянии его здоровья. По требованию подозреваемого, обвиняемого или осужденного ему обеспечивается возможность непосредственного ознакомления с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, осуществляемая в присутствии врача.
Установлено, что Маркин А.Д. осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК - 24 УФСИН России по РК.Основанием обращения в суд с заявленным иском явился отказ должностных лиц исправительного учреждения в выдаче Маркину А.Д. копии медицинской карты осужденного и в предоставлении указанных документов для ознакомления.
Давая оценку фактическим обстоятельствам дела и установив, что Маркин А.Д. на основании письменного заявления с запрашиваемой им медицинской документацией ознакомлен 27 октября 2015 года, что подтверждается находящейся в материалах копией заявления осужденного, принимая решение по требованиям иска, суд исходил из того, что нарушения прав осужденного, в частности, по получению Маркиным А.Д. необходимой информации, касающейся его здоровья, при отбытии им уголовного наказания не допущено.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.
Отбывая наказание и находясь в местах лишения свободы, Маркин А.Д. отнесён к категории лиц, которым в соответствии со статьёй 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и
ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 65 приведённого Порядка, относящегося к специальному нормативному акту, регулирующему вопросы организации медицинской помощи осужденным, прямо предусмотрено, что медицинские карты амбулаторного больного осужденным не выдаются.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены Приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 года N 205, регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений в отношении осужденных в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
Согласно пункту 15 приведённых Правил осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем (приложение N 1).
В соответствии с приложением N 1 к Правилам, пунктом 19, в перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, бандеролях либо приобретать отнесены любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).
Пунктом 26 приложения Правил прямо предусмотрен запрет осужденным иметь при себе вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном Уголовно-исполнительным кодексом РФ и указанными Правилами порядке.
С учётом предусмотренных и приведенных выше изъятий и ограничений прав и свобод граждан при исполнении уголовного наказания, оспариваемые действия административного ответчика не могут рассматриваться как нарушающие права Маркина А.Д. Действующее законодательство РФ запрещает осужденным иметь при себе документы, не поименованные в пункте 19 приложений N 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, а в силу пункта 65 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, медицинские карты амбулаторного больного не выдаются на руки осужденному. В соблюдение установленного порядка с медицинской документацией Маркин А.Д. уполномоченными лицами ознакомлен, что свидетельствует о том, что информация о состоянии здоровья до Маркина А.Д. доведена. Изложенное свидетельствует о необоснованности заявленных требований и правомерности оспариваемого решения суда.
Доводы жалобы, в которых заявитель настаивает на том, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не содержат запрета иметь копии документов о состоянии здоровья не основаны на законе. Перечень документов, которые разрешается осужденным иметь при себе четко определен, в соответствии с пунктом 19 приложения N1 к приведённым Правилам получение, приобретение и хранение иных документов запрещено. Учитывая изложенное, указанные доводы не могут быть приняты во внимание, основанием к отмене оспариваемого решения суда не являются.
Ссылка заявителя в обоснование неправомерности принятого решения суда на то, что выдача копий медицинских документов предусмотрена положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", выводов суда о законности действий ответчиков, с учётом
положений статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, гарантирующей осужденным при исполнении наказаний права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, приведенных требований закона, регулирующих порядок и условия исполнения и отбытия осужденными наказания, не опровергает.
Иные доводы также не ставят под сомнение законность оспариваемого решения суда и основанием к его отмене также не являются.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции в полном объёме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркина А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.