СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Даньшиной Л.А. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 ноября 2015 года, которым
в удовлетворении административных исковых требований Даньшиной Л.А. и Фортуна В.Я. к администрации МО ГО "Ухта" и Фогель А.М. о признании недействительными результатов публичных слушаний, постановления руководителя администрации МО ГО "Ухта" отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения Фогель А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даньшина Л.А. обратилась в суд к администрации МО ГО "Ухта", Фогель А.М. с административным исковым заявлением о признании недействительными результатов публичных слушаний, постановления руководителя администрации МО ГО "Ухта" от 15 июля 2015 N1576, отмене разрешения на строительство "номер" от 29 июля 2015 года, выданное администрацией МО ГО "Ухта" Фогелю А.М., указывая, что постановлением руководителя администрации МО ГО "Ухта" утверждён градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым ответчику выдано разрешение на строительство объекта - здания столовой с фитнес-центром, расположенного по адресу: "адрес". Строительство объекта и проводимые в связи с его осуществлением мероприятия нарушают, в том числе, её право как собственника в многоквартирном доме, на благоприятные условия жизни. Ссылается на нарушение закона при проведении публичных слушаний от 24 март 2005 года, на которых рассматривался вопрос о предоставлении Фогель А.М. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства "Здание столовой с фитнес-центром", поскольку жильцы домов должным образом не были уведомлены, в связи с чем не могли высказать свою волю.
Фортуна Л.А. обратился в суд с аналогичным иском, указывая, что строительство объекта ведется и во дворе его дома, расположенного по адресу: "адрес".
Определением суда от 02.11.2015 дела по заявленным требованиям объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы на удовлетворении требований настаивали.
Администрация МО ГО "Ухта" требования иска не признала.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Даньшиной Л.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного с указанием на то, что сроки и порядок уведомления заинтересованных лиц при проведении публичных слушаний нарушены.
Фогель А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, об
уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, заслушав Фогеля А.М., судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Установлено, что Фогель А.М. является собственником: земельного участка, площадью 2516 кв.м. с кадастровым номером "номер", земельного участка, площадью 705 кв.м. с кадастровым номером "номер", и земельного участка, площадью 360 кв.м., с кадастровым номером "номер".
Даньшина Л.А. является собственником жилого помещения, расположенного в доме "адрес".
Фортуна В.Я. является собственником жилого помещения, расположенного в доме "адрес".
Спорный земельный участок, на котором разрешено строительство, находится во дворе многоквартирных домов "адрес" по "адрес".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома, смежный с ним участок находится по адресу: "адрес".
25 сентября 2012 года администрацией МО ГО "Ухта" выдано разрешение "номер", на строительство объекта капитального строительства "Здание столовой с фитнес центром", по адресу "адрес", на срок до 27 сентября 2013 года.
В указанные сроки объект капитального строительства возведен не был и 10 февраля 2015 года Фогель А.М. обратился в администрацию МОГО "Ухта" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства по адресу: "адрес".
Постановлением Главы МОГО "Ухта" - председателя Совета МОГО "Ухта" от 11 марта 2015 года N 15 принято решение о проведении 24 марта 2015 года публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства "Здание столовой с фитнес центром".
24 марта 2015 года в здании администрации МОГО "Ухта" состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительством объекта капитального строительства, итоги публичных слушаний отражены в протоколе, из 12 человек, присутствовавших на слушаниях, 9 человек проголосовали за и 3 человека - против.
По результатам публичных слушаний вынесено заключение, в соответствии с которым рекомендовано предоставить Фогелю А.М. разрешение на отклонение от
предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства: "Здание столовой с фитнес центром" по адресу: Республика Коми, "адрес", изменив конфигурацию места допустимого размещения здания, а в дальнейшем главой администрации МО ГО "Ухта" подписано постановлением от 06 мая 2015 года N 924 о предоставлении Фогелю А.М. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительством объекта.
При вынесении оспариваемого решения, суд исходил из того, что вопрос информирования населения о предстоящих слушаниях был решён через публикацию постановления в информационном бюллетене "Город" и размещения на сайте Совета МО ГО "Ухта" в сети "Интернет", на основании чего пришёл к выводу, что порядок проведения публичных слушаний администрацией МО ГО "Ухта" соблюдён, нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц не допущено.
Однако, применительно к установленным требованиям закона и с учётом фактических обстоятельств по делу, судебная коллегия считает данный вывод ошибочным, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных ст. 39 указанного Кодекса.
Согласно части 3, части 4 и 7 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение; комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления
заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования; срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей
муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
Решением Совета МО ГО "Ухта" от 07 ноября 2005 года N 2 утверждён Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории МО ГО "Ухта". В соответствии с названным Порядком с учётом внесенных последующих дополнений, глава муниципального образования, инициирующий проведение публичных слушаний, издаёт постановление о проведении публичных слушаний, в котором указывается следующее: сведения о теме, дате, времени и месте проведения публичных слушаний, круге приглашённых лиц, назначении рабочей группы по подготовке и проведению публичных слушаний, порядке оповещения жителей муниципального образования о месте и времени публичных слушаний, других мерах, обеспечивающих участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, а также о порядке опубликования (обнародования) результатов публичных слушаний. О проведении публичных слушаний в течение семи календарных дней с момента официального вступления в силу правового акта соответствующего органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении публичных слушаний, оповещается население муниципального образования. Одновременно до жителей доводится информация о порядке ознакомления и/или получения документов, предполагаемых к рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с утверждёнными Решением Совета МО ГО "Ухта" от 04 сентября 2013 года N 227 Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Ухта", публичные слушания проводятся комиссией с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение. Комиссия направляет письменные сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления соответствующего разрешения правообладателем земельных участков, имеющие общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому испрашивается разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому испрашивается разрешение. Указанные сообщения отправляются не позднее десяти дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении соответствующего разрешения.
Проведение публичных слушаний обеспечивает возможность участия граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Обязанность уведомления жителей указанных домов как заинтересованных лиц при проведении публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешённого строительством объекта прямо установлена законом, а также нормативным правовым актом Совета МО ГО "Ухта" - Решением Совета МО ГО "Ухта" от 04 сентября 2013 года N 227, которым установлено, что направляются именно письменные сообщения о проведении публичных слушаний заинтересованным лицам.
Уведомление граждан путем размещения информации о предстоящих публичных слушаний через публикацию постановления в информационном бюллетене "Город" и на сайте Совета МО ГО "Ухта" в сети "Интернет" без адресного уведомления заинтересованных лиц исполнением установленной обязанности не является письменным извещением каждого из заинтересованных лиц, и не может свидетельствовать о принятии
надлежащим лицом предусмотренных действующим законодательством мер при организации публичных слушаний.
Направление соответствующих уведомлений с информацией о проведении публичных слушаний в адрес управляющей компании обслуживающей дома: "адрес", и "адрес" согласно писем от 19 и 20 марта 2015 года также не может свидетельствовать о выполнении уполномоченным органом возложенной обязанности, поскольку доказательством надлежащего уведомления заинтересованных лиц не является. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что указанное извещение о проведении публичных слушаний получено управляющей компанией в день их проведения, что исключает возможность надлежащего уведомления проживающих в многоквартирных жилых домах лиц.
Более того, такое уведомление свидетельствует о нарушении установленных частью 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Ухта" норм, в соответствии с которыми письменные сообщения о проведении публичных слушаний отправляются не позднее десяти дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении соответствующего разрешения.
Градостроительный кодекс относит участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия, к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Положения норм действующего законодательства, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений и устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, в том числе путем надлежащего уведомления о проведении публичных слушаний, направлены на обеспечение комплексного учёта интересов граждан. Обязательность учёта мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений статьи 2, 3, статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 1, пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путём проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения.
С учётом фактических обстоятельств по делу при осуществлении процедуры выдачи направление соответствующего уведомления на имя управляющей компании, жильцы домов в своей большей части были лишены возможности защиты имеющихся интересов, выражения собственного мнения по вопросам, фактически затрагивающим их права, использования гарантий предоставленных законом, и указанные действия не свидетельствуют о выполнении установленной обязанности по надлежащему уведомлению заинтересованных лиц.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Исходя из нарушения порядка проведения публичных слушаний, являющихся в силу 40 Градостроительного кодекса РФ обязательными при решении вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, принятые по результатам проведения публичных слушаний постановления и решения, в том числе и разрешение на строительство, выданное на основании градостроительного плана, нельзя признать законными.
Ссылки административных ответчиков, в том числе и в возражениях на апелляционную жалобу, о том, что результаты публичных слушаний имеют
рекомендательный характер, не имеют юридического значения, поскольку в данном случае нарушена процедура проведения публичных слушаний, результаты которых могли повлиять на существо принимаемого решения, и с учётом данных обстоятельств требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 ноября 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Даньшиной Л.А., Фортуна В.Я. о признании недействительными постановлений руководителя администрации МО ГО "Ухта" удовлетворить.
Признать недействительными результаты публичных слушаний, проведённых администрацией МО ГО "Ухта" 24 марта 2015 года: заключение комиссии по землепользованию и застройке МО ГО "Ухта" от 24 марта 2015 года "О результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства" и постановление руководителя администрации МО ГО "Ухта" от 06 мая 2015 года N 924 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта, реконструкции объекта капитального строительства".
Признать недействительным постановление руководителя администрации МО ГО "Ухта" от 15 июля 2015 года N 1576 "Об утверждении градостроительного плана "номер" земельного участка, имеющего местоположение: "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.