СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Костенко Е.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 декабря 2015 года, которым
в удовлетворении административного иска ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум", ООО "Сатур" об оспаривании законности действий должностного лица - Управления Роспотребнадзора по РК, требований, изложенных в письме Управления РПН "номер" от 09 октября 2015 года отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" Мелиховой Н.А., представителя Управления Роспотребнадзора по РК Полицинской Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум", ООО "Сатур" обратились в суд с административным иском об оспаривании законности действий должностного лица - Управления Роспотребнадзора по РК и требований, изложенных в письме Управления РПН "номер" от 09 октября 2015 года, полагая, что несогласование должностным лицом представленного примерного двухнедельного меню по причине необходимости организации в учреждении пятикратного приема пищи для проживающих в общежитии учебного заведения учащихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным, противоречит требованиям, прямо предусмотренным СанПиН 2.4.5.2409-08 и действующему законодательству об образовании в РФ.
В судебном заседании представитель ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" на удовлетворении требований настаивал.
ООО "Сатур" направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК требования административного иска не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права без учета фактических обстоятельств по делу. Заявитель настаивает на том, что учреждение не является учреждением с круглосуточным пребыванием людей и обязанности обеспечить пятикратное питание учащихся не имеет.
В судебном заседании представитель ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" Мелихова Н.А. на удовлетворении доводов апелляционной жалобы настаивала.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК Полицинская Г.В., указывая на законность оспариваемого решения суда, настаивала на обязанности ответчика по обеспечению пятиразового питания детей в учреждении.
ООО "Сатур" своего представителя для участия в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме
и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственного в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что обучающимся гарантируется обеспечение питанием в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в качестве меры социальной поддержки и стимулирования.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с пунктами 6.1 - 6.4, 6.7 - 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обеспечения обучающихся здоровым питанием разрабатывается рацион питания, на основании которого разрабатывается и составляется примерное меню на период не менее двух недель (10-14 дней). При разработке примерного меню учитывается продолжительность пребывания обучающихся в образовательном учреждении, возрастная категория и физические нагрузки
обучающихся. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4 часов.
В соответствии с пунктом 6.34 Правил не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Согласно пункту 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 примерное меню разрабатывается юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителем образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный эпидемиологический надзор.
Как следует из материалов дела, 14 сентября 2015 года ООО "Сатур", обеспечивающее питание в ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум", в порядке, предусмотренном СанПиН 2.4.5.2409-08, направило в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми на согласование примерное двухнедельное меню, предусматривающее двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для студентов ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум".
Письмом N 11432/01-05 от 09 октября 2015 года временно исполняющего обязанности руководителя, заместителя руководителя Управления, в согласовании представленного меню отказано в связи с тем, что примерное меню для учащихся составлено без учета установленных СанПиН 2.4.5.2409-08 к формированию меню требований: примерное меню не учитывает продолжительность пребывания обучающихся, проживающих в общежитии, в том числе детей-сирот, питание в меню двухразовое.
Давая оценку действиям должностного лица, суд, руководствуясь приведёнными требованиями закона и установив, что образовательное учреждение не является учреждением образования с круглосуточным пребыванием людей, пришёл к выводу, что у административных истцов не имеется обязанности по обеспечению пятикратного режима питания студентам, проживающим в общежитии и не являющимися социальными сиротами.
Рассматривая вопрос о законности обжалуемых действий относительно необходимости обеспечения пятикратного питания детям - сиротам, суд исходил из того, что такая обязанность установлена законом, указанной категории лиц, лишённых семейной поддержки в организации быта, в соблюдение установленных гарантий их полного государственного обеспечения, должны быть обеспечены полноценные условия существования, включающие приемы пищи в течение суток с перерывами, не превышающими установленные для данной возрастной категории.
Вывод суда относительно необходимости обеспечения детям - сиротам пятиразового питания, и, соответственно, о законности обжалуемого ответа, является верным, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, с учётом следующего.
Как было установлено, в соответствии с принятым ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" Положением о порядке организации горячего питания, пунктами 2.1, 2.3, для обучающихся учреждения организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед), часы приема пищи устанавливаются с учетом распорядка учебных занятий и рекомендуемым интервалом между приемами пищи, не превышающим 4 часов.
В силу закона, требований СанПиН 2.4.5.2409-08, пятикратный приём пищи должен быть обеспечен при круглосуточном пребывании детей в образовательном учреждении, устанавливается с соблюдением предусмотренных интервалов между приемами пищи, исходя из продолжительности пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастной категории обучающихся и их физической
нагрузки. Необходимость такого обеспечения связана не с как таковым отнесением учреждения к учреждениям с круглосуточным пребыванием детей, а с длительностью нахождения обучающихся в образовательном учреждении, которое в данном случае при пятикратном обеспечении обучающихся питанием должно быть круглосуточным.
Как установлено, дети-сироты, обучающиеся в образовательном учреждении проживают в общежитиях, фактически круглосуточно пребывают в образовательном учреждении. Согласно материалам дела среди учащихся ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" на обучении находятся студенты из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастная категория обучающихся от 15 лет. Обучающимся указанной категории лиц производится денежная выплата за питание в будни - 272 руб., питание в выходные, праздничные, каникулярные дни оплачивается в размере 299 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющего общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обучение до окончания ими данного образовательного учреждения.
По смыслу статьи 1 приведённого Федерального закона, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включает в себя предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
Право на полное государственное обеспечение указанной категории лиц закреплено положениями Закона Республики Коми от 31 декабря 2004 года N74-РЗ "О дополнительных социальных гарантиях в сфере образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены СанПиН 2.4.3259-15 и согласно пункту 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09 февраля 2015 года N 8 являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов для детей-сирот, в том числе, образовательных организаций.
Согласно пункту 6.1 СанПиН 2.4.3259-15 при организации питания детей в столовой должны соблюдаться требования, установленные санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08, в том числе обеспечения при круглосуточном пребывании детей пятикратного приема пищи.
В целях реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Коми Постановлением от 07 декабря 2006 года N 299 утвердило
нормы питания для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и (или) воспитывающихся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в расположенных на территории Республики Коми организациях (за исключением детей, обучающихся и (или) воспитывающихся в федеральных государственных образовательных организациях), Положение о порядке обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и (или) воспитывающихся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в расположенных на территории Республики Коми организациях (за исключением детей, обучающихся и (или) воспитывающихся в федеральных государственных образовательных организациях).
Согласно пункту 1 Положения о порядке обеспечения питанием обеспечение, в том числе питанием указанной категории лиц, осуществляется организациями за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Настаивая на незаконности принятого решения, ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" указывал на то, что детям из числа сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, ежемесячно выплачиваются денежные средства на организацию их питания в образовательном учреждении, с учетом представленных доказательств, из расчета в будни - 272 руб., питание в выходные, праздничные, каникулярные дни оплачивается в размере 299 руб. В обоснование изложенной позиции заявитель ссылается на положения пункта 8 приведённого выше Положения, которым предусмотрена возможность лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежной компенсации питания (с учетом торговой наценки) полностью либо в части, согласно нормам расходов на питание.
Однако указанные доводы жалобы судебной коллегией не принимаются. В соответствии с приведённым пунктом такая возможность гарантирована при отсутствии горячего питания в профессиональных образовательных организациях и их общежитиях, возмещается частично при наличии только одноразового горячего питания в количестве, не компенсированном одноразовым питанием из расчета норм расходов на питание.
В рассматриваемом случае обучающиеся обеспечены двухразовым горячим питанием, в связи с чем применение пункта 8 Положения, предусматривающего возможность денежной компенсации питания в образовательном учреждении, в данном случае недопустимо и не имеет правового обоснования.
При таких обстоятельствах, гарантированное законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, включающее в себя предоставление за время обучения бесплатного питания, при установленном размере, выделяемой в обеспечение гарантированного права компенсации, будет нарушено. Полное государственное обеспечение указанной категории лиц предполагает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания.
С учётом изложенного, а также исходя из того, что в соответствии с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08 возможность надлежащего соблюдения установленных правил, требований к питанию обучающихся, обусловлена временным промежутком, интервалом между приемами пищи, периодом нахождения обучающихся в образовательном учреждении, возрастной категорией указанных лиц и их физической нагрузкой, возложение обязанности обеспечения обучающихся, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, круглосуточно пребывающих в образовательном учреждении, пятикратного приёма пищи является правильным.
Доводы жалобы о не распространении на ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" требований СанПиН 2.4.5.2409-08, в связи с тем, что пункты 6.7 и 6.8 указанного СанПиН распространяются на общеобразовательные учреждения, к каковым ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" не относится, а также исходя из
того, что учреждение не является учреждением с круглосуточным пребывание детей, основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку пунктом 1.1 СанПиН установлено, что они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения).
В силу пункта 1.2 указанных санитарных правил, они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пункт 6.8 СанПиН регламентирует количество приёмов пищи не в учреждении с круглосуточным пребыванием людей, а в случаях круглосуточного пребывания детей в образовательных учреждениях.
При таких обстоятельствах, отказ в согласовании представленного образовательным учреждением в соблюдение требований действующего законодательства примерного меню правомерен, несогласование представленного ООО "Сатур", обеспечивающего питание в ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум", примерного меню обоснованно.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.