судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.
при секретаре: Семашко О.С.
при участии:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ильченко Д.А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа о передаче в собственность земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо на стороне ответчика - Правительство Севастополя, по апелляционной жалобе Ильченко Д.А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильченко Д.А. обратился в суд с административным иском, просил признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.10.2015 г. в передаче ему в собственность земельного участка площадью 0,060 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), также просил обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передать ему бесплатно в собственность указанный земельный участок на основании заявления от 16.09.2015 г. и приложенных к нему документов.
Исковые требования обоснованы тем, что на основании статей 12.,12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", а также положений ст.12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных отношений на территории города Севастополя" он имеет право на получение земельного участка в собственность на бесплатной основе, ввиду того, что оформление такого права было начато им до 21 марта 2014 г. на основании решения компетентного органа. Вместе с тем, обратившись 16.09.2015 г. в Департамент имущественных и земельных отношений г.Севастополя с заявлением о передаче в собственность земельного участка площадью 0,06 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), предоставив все необходимые документы, предусмотренные постановлением Правительства от 30.09.2014 г. N332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству", 18.10.2015 г. письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя истцу было отказано в передаче земельного участка. Истец указывает на то, что отказ ответчика от 18.10.2015 г. в передаче ему в собственность земельного участка по мотивам необходимости получения им предварительного согласования предоставления земельного участка противоречит положениям статей 12, 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2015 года в удовлетворении административного иска Ильченко Д.А. - отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, просит решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2015 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что законоположением ст.12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" определено право на завершение оформления права на земельные участки начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, при этом, указанный Закон не предусматривает предварительного согласования места размещения объекта.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель ответчика в удовлетворении жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16.09.2015 г. Ильченко Д.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя с заявлением о передаче ему бесплатно в собственность земельного участка площадью 0,06 га, расположенного по адресу: "адрес". К указанному заявлению истец приложил решение Севастопольского городского Совета N7456 от 14.07.2009 г. "Об утверждении материалов выбора и даче согласия гр. Ильченко Д.А. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) "адрес", кадастровый паспорт земельного участка и другие документы.
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.10.2015 г. N Ильченко Д.А. было указано, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка ему необходимо обратиться в адрес Департамента с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором необходимо указать информацию о площади, месте расположения, виде разрешенного использования земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.2014 г. N762.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из правомерности требований административного ответчика о предоставлении истцом кадастрового паспорта земельного участка, разработанного в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, а само письмо, в котором изложены требования не содержит отказа в предоставлении земельного участка, а лишь доводит информацию о приостановлении рассмотрения заявления до устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению заявления.
Коллегия судей не соглашается с таким выводом суда первой инстанции и проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе имущественных и земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такие особенности регулирования на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Частью 1 статьи 12 указанного Закона города Севастополя предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; за плату - в собственность юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; в аренду - лицам, указанным в пункте 2 настоящей части, если данные лица отказались от покупки земельного участка (ч.2).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя (ч.5).
Во исполнение Закона города Севастополя N46-ЗС Правительством Севастополя от 30.09.2014 N 332 утвержден Порядок предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополе принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству (далее - Порядок).
Разделом 2 Порядка регламентирован Порядок оформления права собственности на земельный участок при наличии решения органа местного самоуправления г.Севастополя о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка приведен в п.2.2 Порядка: копия паспорта гражданина РФ; решение органа местного самоуправления г.Севастополя о разрешении заинтересованному лицу нба разработку документации по землеустройству в отношении испрашиваемого земельного участка; кадастровый паспорт земельного участка, разработанный в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; сведения Севреестра о наличии или отсутствии у заинтересованного лица зарегистрированного права на земельный участок с аналогичным целевым назначением; копии документов, подтверждающих наличие у заинтересованного лица права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке; копия документа, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи им данного заявления.
Как усматривается из заявления, поданного истцом 16.09.2015 г. о предоставлении земельного участка в собственность, к заявлению были приобщены документы, которые соответствуют перечню, указанному в п.2.2 Порядка.
Пунктом 2.6 Порядка определено, что Севимущество, в течение 25 календарных дней с момента поступления всей необходимой документации для принятия решения, рассматривает указанную документацию и принимает решение о передаче земельного участка в собственность заинтересованного лица либо об отказе в такой передаче.
Севимущество может приостановить рассмотрение заявления заинтересованного лица по его ходатайству или при возникновении обстоятельств, исключающих возможность принятия решения как о передаче земельного участка в собственность заинтересованного лица, так и об отказе в передаче.
При наличии правовых оснований, не позволяющих передать в собственность заинтересованному лицу испрашиваемый земельный участок, Севимущество принимает решение об отказе в передаче заинтересованному лицу в собственность испрашиваемого земельного участка, которое направляется заинтересованному лицу или его представителю (п.2.10).
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства) (ч.6).
Вместе с тем, из письма ответчика от 18.10.2015 г. N не усматривается отказ в предоставлении земельного участка в собственность истца ввиду отсутствия в нем соответствующих выводов об этом, между тем содержит требование о необходимости обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Как указано выше, ст.12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" не предусматривает предварительного согласования предоставления земельного участка, а поскольку Ильченко Д.А. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном приведенной нормой, при этом предоставил соответствующее решение Севастопольского городского Совета о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятое до 21 марта 2014 года, требование административного ответчика о подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушает права истца на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность в избранном им порядке.
Суд первой инстанции на это внимания не обратил.
Доводы ответчика о том, что п.2 постановления Правительства Севастополя от 30.12.2015 N 1345-ПП "О признании утратившим силу постановления Првавительства Севастополя от 30.09.2014 N332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принималось решение о разрешении на разработку документации по землеустройству" правового значения не имеют, поскольку спорные правоотношения возникли до его принятия.
В своем иске Ильченко Д.А. просит обязать ответчика передать ему в собственность земельный участок, признав незаконным отказ в таком предоставлении.
Однако, судебным разбирательством достоверно установлено, что решение об отказе в передаче земельного участка в собственность истцу ответчиком не принималось, а имеется незаконное требование ответчика, изложенное в письме от 18.10.2015 г. N.
Разрешая вопрос о защите нарушенного права, судебная коллегия отмечает, что требование о возложении на ответчика обязанности передать истцу бесплатно в собственность земельный участок на основании заявления от 16.09.2015 г. является преждевременным, поскольку имеет производный характер от результата рассмотрения самого заявления. Между тем, орган, к компетенции которого относится принятие решения по данному вопросу, заявление истца по сути не рассматривал.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нарушенные права подлежат защите путем признания незаконным требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.10.2015 г. N о необходимости предварительного согласования предоставления Ильченко Д.А. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 0,06 га.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконными требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенные в письме от 18.10.2015 г. N о необходимости Ильченко Д.А. обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.