Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 06 мая 2016 г. по делу N 33а-119/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А.; судей Дубова Ю.А. и Шпакова С.П.,
при секретаре Мельниковой К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску прапорщика Винарской О.А. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 1, связанного с отказом в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, утвержденного командиром этой же воинской части, по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части 1 Чичихина В.Н. на решение Томского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2016 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П., объяснения представителя административного ответчика Чичихина В.Н. в объеме апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Винарская заключила первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет и проходит военную службу по контракту в войсковой части 1.
1 декабря 2015 года жилищная комиссия названной воинской части, рассмотрев соответствующее обращение военнослужащей, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) своим решением отказала ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.
Согласно принятого коллегиальным органом акта Винарская не представила сведения, подтверждающие регистрацию по месту жительства в период с 1 октября 1992 года по 10 августа 1998 года, а также справки из ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об отсутствии прав на недвижимое имущество по местам жительства в период до 3 сентября 1998 года, то есть необходимые документы, подтверждающие право состоять на соответствующем учете.
Посчитав свои права нарушенными, Винарская обратилась в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просила признать решение жилищной комиссии войсковой части 1 и действия её командира, связанные с утверждением принятого решения, незаконными, а также обязать жилищную комиссию рассмотреть её заявление в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".
Суд частично удовлетворил требования Винарской, признав решение жилищной комиссии от 01 декабря 2015 года, а также действия командира войсковой части 1, связанные с его утверждением, незаконными и нарушающими права административного истца, обязав жилищную комиссию отменить принятое решение, а должностное лицо утвердить соответствующий протокол жилищной комиссии.
В удовлетворении остальных требований административного иска суд отказал.
В апелляционном обращении представитель командира войсковой части 1 капитан юстиции Чичихин В.Н., указывая на неверное толкование судом первой инстанции норм материального права, выражает несогласие с судебным постановлением и просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы автор, ссылаясь на приказ МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512), а также нормы ЖК РФ и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14, приводит доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что Винарской обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку непредставление указанных выше сведений и справок не позволило жилищной комиссии проверить возможное наличие у неё в упомянутые сроки жилых помещений в собственности или по договору социального найма.
В своих возражениях представитель административного истца Гусаров В.Г., опровергая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит оставить состоявшееся решение гарнизонного военного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Окружной военный суд, рассмотрев административное дело в полном объеме, будучи не связанным с основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях на неё, не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда первой инстанции.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Признание таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях регламентировано соответствующими Правилами ("Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512), и осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
При этом на военнослужащего для реализации своего права накладывается обязанность подать в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по установленной форме с указанием места прохождения военной службы, а при наличии права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места, к которому приложить необходимые для этого документы:
- копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
- выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
- копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
- копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно, жилищная комиссия воинской части отказала в принятии военнослужащей в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине непредставления документов, не предусмотренных указанным перечнем.
Данное обстоятельство, а также наличие у коллегиального органа поступившей от Винарской справки А ... КЭЧ ), что она в период службы в городе А ... , то есть до 1998 года, проживала в общежитии войсковой части 2 и жилой площадью по линии Министерства обороны, где проходила военную службу, не обеспечивалась, указывает на необоснованность принятого коллегиальным органом решения.
При этом справки из ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об отсутствии прав на недвижимое имущество по местам жительства военнослужащей в период до 3 сентября 1998 года, которые требовались жилищной комиссии для принятия решения, необходимо было истребовать коллегиальным органом самостоятельно.
В силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Что касается ссылки автора апелляционной жалобы на требования приказа МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, то оно не состоятельно.
Данным приказом утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, которая упорядочивает работу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации установленных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести, по обеспечению жилыми помещениями и не устанавливает иных правил признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в том числе представления иного перечня документов, относящихся к решению данного вопроса, а также способа их получения.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают вывод суда об отсутствии оснований удовлетворения апелляционного обращения, поскольку сводятся к переоценке и отмене по существу правильного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Томского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2016 года по административному иску прапорщика Винарской О.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части 1 Чичихина В.Н. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.