судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.
судей Трофимовой М.В., Федорова В.А.
при секретаре Поповой К.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело ФИО8 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа во включении в список граждан на обеспечение жилым помещением из государственного жилищного фонда Воронежской области
по апелляционной жалобе Поповой Е.Ф.
на решение Советского районного суда г. Воронеж от 04 февраля 2016 года
(судья райсуда О.Н. Макаровец)
установил:
Попова Е.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа во включении в список граждан на обеспечение жилым помещением из государственного жилищного фонда Воронежской области, указав в обоснование заявленных требований, что она является дочерью погибшего на фронте ДД.ММ.ГГГГ рядового ФИО1, на момент смерти которого состояла на его иждивении. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Железнодорожного района г. Воронежа N она была включена в льготный список на улучшение жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ Управлением трудовых отношений и социальной защиты Воронежской области ей было выдано удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего серия В N. В письме Департамента труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ за N- П-2295/1, а также в письме УСЗН Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ N указывается, что ошибочно выданное удостоверение было ею возвращено (добровольно), что не соответствует действительности. ДД.ММ.ГГГГ она была перемещена из льготного списка в общий в связи с не подтверждением льготного статуса. Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено, что в ее учетном жилищном деле отсутствует и не представлено удостоверение, подтверждающее ее право на льготы и преимущества, установленные ст.21 Федерального закона ФЗ "О ветеранах". Считает, что действия должностных лиц по изъятию удостоверения и последующего исключения из списка льготных очередников на получение жилья не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д.5-8).
Решением Советского районного суда г. Воронеж от 04 февраля 2016 года исковые требования Поповой Е.Ф. оставлены без удовлетворения (л.д.67,68-71).
В апелляционной жалобе Попова Е.Ф. ставит вопрос об отмене данного решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права и не применен закон, подлежащий применению. Полагает, что суд не дал должной оценки характеру действий ответчика по изъятию выданного ей ДД.ММ.ГГГГ Управлением трудовых отношений и социальный Воронежской области удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего серии В N, что критерием постановки на учет членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны является только их нуждаемость в жилье (л.д.76-79).
Проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и при этом исходит из следующего:
В соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, Попова Е.Ф. является дочерью погибшего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (л.д.9,10).
Постановлением администрации Железнодорожного района г. Воронежа N от ДД.ММ.ГГГГ Попова Е.Ф. поставлена на учет для улучшения жилищных условий по списку на общих основаниях. Постановлением администрации Железнодорожного района г. Воронежа N от ДД.ММ.ГГГГ Попова Е.Ф. переведена из очереди для улучшения жилищных условий по списку на общих основаниях в очередь по списку инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, которое постановлением Управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж N от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, поскольку установлено, что Попова Е.Ф. не имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ "О ветеранах" (л.д.26,31,40).
Из сообщения Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ N на имя истца следует, что в учетном жилищном деле Поповой Е.Ф. удостоверение, подтверждающее ее право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах", не представлено, согласно информации филиала ОГУ "УТСЗН Железнодорожного района г. Воронежа" от ДД.ММ.ГГГГ N она не имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона ФЗ "О ветеранах", в связи с чем, Поповой Е.Ф. предложено для подтверждения права на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах", представить удостоверение и его копию для заверения копии удостоверения специалистами управления и приобщении в учетное дело (л.д.15-16).
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной поддержки для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, в частности предусмотрены меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (статья 1, пункт 1 статьи 21 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01. 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в подпунктах 1 - 15 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Таким образом, приведенными нормативными положениями пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено общее правило, согласно которому для реализации членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны права на получение мер социальной поддержки необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и получения членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем, принял правомерное решение об отказе в удовлетворении иска Поповой Е.Ф., поскольку установил, что истец не относится к лицам, названным в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Тот факт, что удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", как указывает истица, ранее у нее было и по ее мнению незаконно было отобрано, не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции, поскольку согласно статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Тогда как судом первой инстанции было установлено, что Поповой Е.Ф. не было представлено ответчику удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", не было предоставлено данное удостоверение и в суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал должной оценки характеру действий ответчика по изъятию выданного ей ДД.ММ.ГГГГ Управлением трудовых отношений и социальный Воронежской области удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего серии В N, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд рассматривает дело по заявленным требованиям.
Ссылка в апелляционной жалобе о неправильной оценке представленных доказательств не может являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК Российской Федерации, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований для переоценки судом апелляционной инстанции этих доказательств.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Воронеж от 04 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Е.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.