Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2015 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2015 года, вынесенные в отношении юридического лица? открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2015 года, оставленным без изменений решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2015 года юридическое лицо? открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенными в отношении Общества судебными актами по делу, его защитник? представитель по доверенности Кевлич П.А. обратился с жалобой на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В своей жалобе просит состоявшиеся постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет назначение административного наказания.
Одной из форм процессуальных действий должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, направленных на сбор доказательств по существу дела, является истребование сведений в порядке статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Истребование сведений в рамках проведения административного расследования производится на основании определения об истребовании сведений, вынесенного органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
По смыслу закона, сведения могут быть истребованы не только у государственных или муниципальных органов власти, но и у любых юридических лиц, независимо от формы собственности, в случае, если они обладают информацией, позволяющей должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела было установлено, что 14 мая 2015 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении общества с ограниченной ответственностью "СП-Ваньеганнефть" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по фактам аварий на промысловых трубопроводах Ван-Еганского и Ай-Еганского месторождений нефти (л.д.21).
В связи с тем, что ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" осуществляет свою деятельность на месторождениях Ван-Еганского и Ай-Еганского месторождений нефти на основании операторского договора с ООО "СП-Ваньеганнефть", должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в рамках проведения административного расследования, 02 июня 2015 года было вынесено определение об истребовании у акционерного общества следующих сведений: договора на оказание операторских услуг по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на Ван-Еганском, Ай-Еганском лицензионных участках (за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года) и информации о конечных пунктах размещения нефтезагрязненного грунта и водонефтяной эмульсии, образовавшихся при авариях (инцидентах) на промысловых трубопроводах Ван-Еганского, Ай-Еганского месторождений нефти за 2014 год (л.д.13-14).
Названное определение было доведено до сведения ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" посредством электронной почты, зарегистрировано в Обществе 03 июня 2015 года под входящим номером 01-43-ННП/1099 (л.д.15).
В адрес государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре представителем ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" 05 июня 2015 года направлено письмо об отказе в предоставлении запрашиваемой информации (л.д.15-18).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8-11).
Факт совершения ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" названного административного правонарушения и его виновность, подтверждены совокупностью исследованных и оцененных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении (л.д.8-11); копией определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, направленной генеральному директору ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" (ФИО)4 (л.д.12, 13-14); копией письма представителя ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" об отказе в предоставлении информации (л.д.16-18); копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "СП-Ваньеганнефть", направленной генеральному директору ООО "СП-Ваньеганнефть" (ФИО)4 (л.д.20, 21).
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения и доказательства, подтверждающие невозможность со стороны Общества принять меры по своевременному направлению имеющихся у него сведений, необходимых для разрешения дела, либо информации об объективных причинах, по которым такое представление невозможно.
Таким образом, ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Утверждение заявителя о незаконности затребования информации о конечных пунктах размещения нефтезагрязненного грунта и водонефтяной эмульсии, образовавшихся при авариях (инцидентах) на промысловых трубопроводах Ван-Еганского, Ай-Еганского месторождений нефти за 2014 год является обоснованным, поскольку в адрес ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" не были направлены сведения о конкретных фактах разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, явившихся основаниями для проведения административных расследований в отношении ООО "СП-Ваньеганнефть".
Однако независимо от данного факта, отказ в предоставлении договора на оказание операторских услуг по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на Ван-Еганском, Ай-Еганском лицензионных участках (за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждениям защитника ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие", определение должностного лица об истребовании сведений отвечает, в том числе требованиям, установленным частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" для предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, а именно подписано уполномоченным должностным лицом, содержит указание цели и правового основания затребования информации (всестороннее, полное и объективное расследование дел об административных правонарушениях NN 333-ЗН/44-341-ЗН/44 от 14 мая 2015 года в отношении ООО "СП-"Ваньеганнефть" по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по факту аварий на промысловых трубопроводах Ван-Еганского и Ай-Еганского месторождений).
Согласно протоколу об административном правонарушении, в операторском договоре на осуществление деятельности на Ван-Еганском и Ай-Еганском месторождениях нефти между ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" и ООО "СП-Ваньеганнефть" содержится информация о соблюдении тем или иным лицом требований природоохранного законодательства для обеспечения безопасного функционирования производственных объектов.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было возбуждено в отношении ООО "СП-Ваньеганнефть".
Имея статус лица, привлекаемого к ответственности, данное Общество вправе не свидетельствовать против себя самого, и на данное лицо распространяется презумпция невиновности и вытекающие из нее правила распределения бремени доказывания, следовательно, истребование от ООО "СП-Ваньеганнефть" необходимых документов невозможно.
Из материалов дела об административном правонарушении (л.д.12, 20) и открытых источников (www.rosneft.ru) усматривается, что генеральным директором ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" и ООО "СП-Ваньеганнефть" является (ФИО)4, он же, по смыслу Федерального закона "О коммерческой тайне" является лицом, правомочным устанавливать режим коммерческой тайны на те или иные сведения.
Учитывая вышеизложенное, отказ ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" в предоставлении операторского договора на осуществление деятельности на Ван-Еганском и Ай-Еганском месторождениях нефти со ссылкой на то, что он составляет коммерческую тайну, в данном случае может быть трактован как использование режима коммерческой тайны в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", является недопустимым.
Следовательно, законных оснований для отказа в предоставлении названной информации, у Общества не имелось.
Кроме того, в соответствии с названным Федеральным законом информацией, составляющей коммерческую тайну, признаются сведения любого характера, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 статьи 10 Закона, в том числе определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну.
К письму ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" об отказе в предоставлении информации (л.д.16-18) доказательств установления режима коммерческой тайны в отношении запрашиваемого документа, представлено не было.
Довод жалобы о том, что прекращение производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "СП-Ваньеганнефть" исключает возможность наступления ответственности ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на неверном понимании закона и не может быть признан состоятельным.
Законные требования должностного лица, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в соответствии с положениями статей 23.29, 28.3, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе проводить административные расследования по делам об административных правонарушениях.
Следовательно, неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, образует самостоятельный состав административного правонарушения, вне зависимости от результатов проведенного административного расследования.
Другие доводы жалобы уже были предметом исследования предыдущих судебных инстанций и по существу сводятся к переоценке установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшиеся постановление и решение сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2015 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2015 года, вынесенные в отношении юридического лица? открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ? оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"? представителя по доверенности Кевлич П.А. ? без удовлетворения.
Заместитель председателя
суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.Л. Полуян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.