Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Мудрой Н.Г., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Филатовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам правительства Еврейской автономной области, комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 12.02.2016, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Еврейской автономной области к комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об обязании проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости удовлетворить частично.
Обязать комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости Еврейской автономной области: земельных участков в составе земель лесного фонда; земель садоводческих и огороднических объединений в составе земель сельскохозяйственного назначения; земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Еврейской автономной области; земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Еврейской автономной области; земельных участков в составе земель населенных пунктов Еврейской автономной области.
В части исковых требований прокурора Еврейской автономной области к комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории ЕАО отказать.
В случае недостаточности денежных средств у комитета по управлению государственным имуществом ЕАО обязать правительство ЕАО в порядке субсидиарной ответственности за счет средств бюджета Еврейской автономной области предоставить необходимые денежные средства для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Еврейской автономной области.
Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения представителя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО, правительства ЕАО Смирнова О.В., прокурора Холманских Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЕАО обратился в суд с иском к комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее - КУГИ ЕАО), правительству Еврейской автономной области (далее - правительство ЕАО) о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Указал, что действующим законодательством проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости предусмотрено не чаще одного раза в течение трёх лет и не реже одного раза в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Вместе с тем в ЕАО нарушаются сроки проведения государственной кадастровой оценки и утверждения результатов определения стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда свыше девяти лет; земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений в составе земель сельскохозяйственного назначения около трёх лет; земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий, а также в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения более года. Кроме того, в 2015 году нарушены сроки проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и утверждения результатов определения их кадастровой стоимости. В 2016 году истекает срок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории ЕАО. До настоящего времени решения о проведении государственной кадастровой оценки уполномоченным органом не приняты, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, не сформирован, отбор исполнителей работ по определению кадастровой стоимости не произведён.
Просил обязать КУГИ ЕАО провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, включая земли всех категорий; в случае недостаточности денежных средств на выполнение указанных работ обязать правительство Еврейской автономной области предоставить необходимые денежные средства.
В судебном заседании помощник прокурора ЕАО Холманских Т.А. исковые требования поддержала по доводам иска и уточнила. Просила суд обязать КУГИ ЕАО провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости ЕАО, включая земли всех категорий; в случае недостаточности денежных средств у КУГИ ЕАО обязать правительство ЕАО предоставить необходимые денежные средства в порядке субсидиарной ответственности для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости ЕАО, включая земли всех категорий.
Представитель ответчика КУГИ ЕАО Смирнов О.В. исковые требования не признал. Пояснил, что у КУГИ ЕАО отсутствуют полномочия по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, поскольку комитет не осуществляет формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, не определяет их кадастровую стоимость, не проводит экспертизу отчёта об определении кадастровой стоимости и не вносит результаты определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Поскольку земли всех категорий объектом гражданских прав не являются, к недвижимым вещам и объектам оценки не относятся, определить их кадастровую стоимость на практике невозможно. Кроме того, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости ЕАО законодательством не предусмотрено, так как государственная кадастровая оценка проводится в отношении всех объектов недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости.
В качестве представителя ответчика правительства ЕАО Смирнов О.В. исковые требования не признал. Пояснил, что субсидиарная ответственность возникает при наличии должника и кредитора, однако комитет не является должником по денежным обязательствам к прокурору или какому-либо иному лицу. Кроме того, предоставление правительством ЕАО юридическим и физическим лицам денежных средств не соответствует его статусу и на практике невозможно. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с иском.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель правительства ЕАО Смирнов О.В. просил решение суда об обязании правительства ЕАО и КУГИ ЕАО провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости отменить, оставить иск прокурора без удовлетворения.
Указал, что судом первой инстанции при вынесении решения не приняты во внимание доводы, изложенные им в судебном заседании, а также не применены положения п. 1 ст. 399 ГК РФ о возникновении субсидиарной ответственности только при наличии в обязательстве должника и кредитора.
В нарушение положений ст. 195 ГПК РФ суд удовлетворил требование прокурора к правительству ЕАО, основанное на предположении наступления в будущем обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у КУГИ ЕАО денежных средств для исполнения решения суда, без исследования доказательств реального отсутствия у комитета денежных средств.
Выразил несогласие с выводом суда о несостоятельности его доводов о пропуске прокурором трёхлетнего срока исковой давности обращения в суд с иском в части проведения кадастровой оценки земельных участков категории земель лесного фонда, поскольку данный срок истёк 12.12.2012.
Вывод суда о том, что к длящимся правоотношениям не может быть применен срок исковой давности, противоречит положениям ст. 208 ГК РФ.
В апелляционной жалобе председатель КУГИ ЕАО просил решение суда об обязании правительства ЕАО и КУГИ ЕАО провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости отменить, оставить иск прокурора без удовлетворения.
Высказал аналогичный довод о пропуске срока исковой давности по обращению в суд с требованием о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель лесного фонда, поскольку данный срок истёк 12.12.2012.
Выразил несогласие с выводом суда о возложении на комитет обязанности по проведению государственной кадастровой оценки недвижимости по мотивам отсутствия у КУГИ ЕАО на это всех полномочий.
В суде апелляционной инстанции представитель комитета по управлению государственным имуществом ЕАО и правительства ЕАО Смирнов О.В. доводы и требования апелляционных жалоб поддержал.
Прокурор Холманских Т.А. выразила несогласие с апелляционными жалобами, просила оставить их без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчёта об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях установленных законодательством субъекта РФ, орган местного самоуправления (ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ").
Постановлением правительства ЕАО от 09.10.2015 N 436-пп КУГИ ЕАО определён уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и утверждению результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Материалами дела подтверждается, что имеют место нарушения указанных выше сроков проведения государственной кадастровой оценки на территории ЕАО, что стороной ответчиков не отрицалось ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.
Так, постановлениями правительства ЕАО от 19.05.2004 N 118-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель лесного фонда в разрезе лесхозов в ЕАО по состоянию на 01.01.2002; от 08.06.2010 N 208-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих и огороднических объединений ЕАО в составе земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" по состоянию на 01.01.2008; от 12.07.2011 N 333-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий по состоянию на 01.01.2009; от 18.10.2011 N 499-пп утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения ЕАО по состоянию на 01.01.2009; от 06.12.2011 N 618-пп утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов ЕАО по состоянию на 01.01.2010.
Принимая во внимание, что предусмотренные ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" сроки проведения государственной кадастровой оценки нарушены уполномоченными органами исполнительной власти КУГИ ЕАО и правительством ЕАО, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении на КУГИ ЕАО обязанности проведения государственной кадастровой оценки вышеуказанных объектов недвижимости, а на правительство ЕАО обязанности осуществить финансирование данных работ, так как неисполнение данных обязанностей нарушает интересы общества и государства в сфере имущественных и налоговых отношений.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность правительства ЕАО в рамках исполнения данных полномочий носит субсидиарный характер, в случае недостаточности денежных средств у КУГИ ЕАО. Указанными выше правовыми нормами предусмотрено, что обязанность по проведению государственной кадастровой оценки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, которые он исполняет через свои органы исполнительной власти, в данном случае КУГИ ЕАО. Как следует из государственной программы проведения государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости на территории ЕАО на 2016-2018 годы, утверждённой постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 N 483-пп, ресурсное обеспечение реализации государственной программы осуществляется за счёт средств областного бюджета. В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 19.08.2013 N 385-пп указанная выше государственная программа входит в перечень программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета.
На основании выше изложенного, не изменяя решение по существу, судебная коллегия считает необходимым исключить из абзаца четвёртого его резолютивной части указание на субсидиарную ответственность правительства ЕАО, изложив её в новой редакции.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы КУГИ ЕАО об отсутствии у данного органа исполнительной власти полномочий по проведению государственной кадастровой оценки, так как он противоречит как нормам федерального законодательства, так и правовым нормам, действующим на территории ЕАО, регулирующим спорное правоотношение.
Так, в соответствии со ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки (на территории ЕАО это КУГИ ЕАО) является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Согласно ст. 24.13 названного Федерального закона перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Как следует из ст. 24.14 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", заказчик работ в срок не более чем пять рабочих дней со дня заключения договора на проведение работ по определению кадастровой стоимости направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, следующие сведения: о месте нахождения заказчика работ; об организационно-правовой форме исполнителя работ, о его полном наименовании и месте нахождения; о дате или сроке сдачи результатов работ по договору на проведение работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, КУГИ ЕАО, как орган, на который возложена обязанность принять решение о проведении государственной кадастровой оценки, организует проведение данных работ на всех её этапах.
Указанный вывод следует также из государственной программы "Проведение государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости на территории ЕАО", утверждённой постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 N 483-пп, согласно которой ответственным за её исполнение является КУГИ ЕАО.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционных жалоб ответчиков о пропуске прокурором трёхлетнего срока для обращения в суд с иском относительно требования о проведении государственной кадастровой оценки земель лесного фонда, так как он основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих исковую давность. Спорные правоотношения носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 12.02.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы правительства Еврейской автономной области, комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Изложить абзац четвёртый резолютивной части решения в иной редакции:
"Обязать правительство ЕАО за счёт средств бюджета ЕАО предоставить денежные средства для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости ЕАО: земельных участков в составе земель лесного фонда; земель садоводческих и огороднических объединений в составе земель сельскохозяйственного назначения; земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Еврейской автономной области; земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Еврейской автономной области; земельных участков в составе земель населенных пунктов Еврейской автономной области".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.