Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Новиковой Л.А.
судей: Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю.
при секретаре: Никандровой М.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ильина И.Л. на решение Псковского городского суда Псковской области от 25 декабря 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление Ильина И.Л. к Пограничному управлению ФСБ России по Псковской области о признании права на присвоение звания "Ветеран боевых действий" и обязании принять решение о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Дмитриевой Ю.М., выслушав объяснения истца Ильина И.Л., его представителя Михеева Ю.Ю., представителя ответчика Паршина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильин И.Л. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Пограничному управлению ФСБ России по Псковской области о признании права на присвоение звания "Ветеран боевых действий" и обязании принять решение о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий".
В обоснование иска указал, что с (дд.мм.гг.) проходил военную службу по контракту в пограничных войсках в войсковой части (****) (города Пыталово Псковской области). С (дд.мм.гг.) находился в служебной командировке в составе 3 пограничной заставы мотоманевренной группы войсковой части (****) прикомандированной к войсковой части (****) с местом дислокации на территории Республики Ингушетия, на границе с Чеченской Республикой, г. Назрань, где проходил военную службу в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и принимал участие в боевых действиях. (дд.мм.гг.). обращался к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран боевых действий". В выдаче удостоверения было отказано по причине отсутствия документально подтвержденного факта участия в боевых действиях. Решение ответчика считал незаконным.
В судебном заседании истец Ильин И.Л. и его представитель - Михеев Ю.Ю. уточненные требования поддержали в полном объеме, дополнительно указав, что решениями Псковского городского суда, вступившими в законную силу, установлен факт участия С.А. и И.Ю ... в боевых действиях на территории Чеченской Республики, с которыми истец служил в одном подразделении и в одно время.
Представитель ответчика Пограничного управления ФСБ России по Псковской области - Илюхина Ю.Г. иск не признала, пояснила, что доказательств участия истца в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта не имеется.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе истец оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, со ссылкой на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. Полагает, что факт участия в боевых действиях в указанный период является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, подтверждается также показаниями свидетелей, архивными справками, награждением его памятной медалью Суворова за мужество и отвагу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Приложением к Закону к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Согласно разделу 3 Приложения к данному Федеральному закону "О ветеранах" к боевым действиям законодателем отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Федеральный закон "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации (ст. 28).
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий. В силу п. 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы.
Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в органах федеральной службы безопасности определен Инструкцией об организации в органах федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года, утвержденной приказом ФСБ России N 588 от 4 декабря 2008 года.
Судом установлено, что в период с (дд.мм.гг.) Ильин И.Л. проходил действительную военную службу по контракту в пограничных войсках РФ в войсковой части N (****) В период с (дд.мм.гг.) находился в зоне чрезвычайного положения на территории республики Ингушетия (л.д. 8).
Из архивной выписки из приказа командира войсковой части (****) (г.Пыталово) N (****) от (дд.мм.гг.) и архивной справке ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ РФ" от (дд.мм.гг.) N (****) (дд.мм.гг.) следует, что военнослужащий "данные изъяты" войсковой части (****) "данные изъяты" контрактной службы Ильин И.Л. убыл в г. Назрань КОПО для прохождения боевой стажировки, и (дд.мм.гг.) прибыл из г. Назрань КОПО (приказ от (дд.мм.гг.) N (****)).
Приказом директора ФСБ РФ от (дд.мм.гг.) N (****) в соответствии с указом Президента РФ от (дд.мм.гг.) N (****) Ильин И.Л. награжден медалью Суворова. В документальных материалах войсковой части (****) (дд.мм.гг.) сведений об участии в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Ильина И.Л. не имеется (л.д.11-16).
В качестве доказательства участия в боевых действиях истцом представлены также наградной лист и выписка из послужного списка, из которых следует, что Ильин И.Л. с (дд.мм.гг.) принимал участие в усилении режима охраны административной границы с Чеченской Республикой. За это время неоднократно участвовал в отражении нападений чеченских боевиков на позиции мотоманевренной группы.
Согласно справке, выданной командиром войсковой части N (****), от (дд.мм.гг.) Ильин И.Л. в период с (дд.мм.гг.) находился в служебной командировке в войсковой части (****) Кавказского Особого Пограничного Округа по усилению режима охраны Государственной границы на территории Республики Ингушетия в условиях чрезвычайного положения и боевых действий. Период службы подтвержден приказами командира части 2094 от (дд.мм.гг.) N (****) и от (дд.мм.гг.) N (****) (л.д.9).
Из письма Центрального пограничного архива ФСБ РФ от (дд.мм.гг.) N (****) следует, что сведений об участии личного состава войсковой части (****) в боевых действиях в Чеченской Республике в приказах командира части (****) не имеется (л.д. 10).
По сведениям ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ РФ" от (дд.мм.гг.) N (****) в документальных материалах войсковой части (****) г.Назрань республики Ингушетия за период с (дд.мм.гг.) включительно сведения о фактическом участии Ильина И.Л. в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона РФ отсутствуют (л.д. 13).
Решением Пограничного управления ФСБ России по Псковской области от (дд.мм.гг.) N (****) истцу отказано в удовлетворении заявления о выдаче удостоверения "Ветерана боевых действий" по тем основаниям, что представленные документы подтверждают лишь факт нахождения в период с (дд.мм.гг.) в служебной командировке в войсковой части (****) г. Назрань Республики Ингушетия, территория которой в период с (дд.мм.гг.) не была отнесена к зоне вооруженного конфликта (л.д. 17-18).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ильину И.Л. суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения Пограничного управления ФСБ России по Псковской области, поскольку сам по себе факт выполнения истцом задач в условиях усиления режима охраны административной границы с Чеченской Республикой на территории Ингушской Республики в период с (дд.мм.гг.), не дает право на отнесение истца к ветеранам боевых действий, поскольку территория Республики Ингушетия в указанный период не отнесена к зоне, находящейся в условиях чрезвычайного положения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" территория Республики Осетия-Алания и Республики Ингушетия была отнесена к зоне вооруженного конфликта только в период с октября-ноября 1992 года.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 24-П "По делу о проверки конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан" для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте один статьи 3 настоящего Закона и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северно-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Из содержания названных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Поскольку Ильин И.Л. находился в служебной командировке в войсковой части (****), прикомандированной к войсковой части (****) в период с (дд.мм.гг.) в Республики Ингушетия г. Назрань, то есть не в тот период, который отнесен законодателем к периоду вооруженного конфликта на указанной территории в соответствии с федеральным законом "О ветеранах", отсутствие доказательств подтверждающих участие истца в конкретных контртеррористических операциях, а таковыми могли быть только приказы командиров с указанием дат или периодов участия, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба, то оснований для признания за Ильиным И.Л. статуса ветерана боевых действий и выдачи ему соответствующего удостоверения, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на показания свидетелей С.А. и И.Ю.., проходивших службу в один период с истцом, обоснованно не приняты судом первой инстанции в подтверждение участия Ильина И.Л. в боевых действиях, поскольку в силу вышеуказанных норм действующего законодательства, участие в боевых действиях должно подтверждаться приказами командиров воинских частей. Кроме того, службу в "данные изъяты" войсковой части (****) (г. Назрань) они не проходили тогда, как только отдельная пограничная комендатура войсковой части (****) привлекалась к охране государственной границы на территории Чеченской Республики, что следует из приказа главнокомандующего пограничными войсками РФ N (****) от (дд.мм.гг.)
Доказательств того, что Ильин И.Л. был прикомандирован конкретно к отдельной пограничной комендатуре войсковой части (****), которая находилась на территории Республики Чечня, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы обстоятельства фактического участия истца в боевых действиях с чеченскими боевиками, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку факт нахождения в служебной командировке или на службе на территории Северо-Кавказского региона согласно положениям действующего законодательства, регулирующими данные правоотношения, основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не является, также как и награждение памятной медалью Суворова.
Таким образом, участие истца в боевых действиях в Республике Ингушетия на границе с Чеченской Республикой в период, не предусмотренный законодательством, не может служить основанием для удовлетворения иска по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина И.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Новикова
Судьи: С.Ю. Спесивцева
Ю.М. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.