судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего : Ельчаниновой Г.А.,
судей: Ениславской О.Л., Захаровой Л.В.,
при секретаре: Никандровой М.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя по доверенности Ксенз В.П. - Перога Д.А. на решение Псковского городского суда Псковской области от 01 февраля 2016 года, которым постановлено:
Ксенз В.П. в удовлетворении иска к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Псковскому отделению ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, признании незаконным уведомления Псковского отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и обязании включению в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" отказать.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Ельчаниновой Г.А., объяснения Ксенз В.П. и ее представителя - Перога Д.А., судебная коллегия
установила:
Ксёнз В.П. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и Псковскому отделению ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, признании незаконным уведомления об отказе во включении в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" по Министерству обороны Российской Федерации, обязании включить в указанный список.
В обоснование иска Ксёнз В.П. указала, что в связи с прохождением военной службы ей предоставлена служебная квартира в закрытом военном городке в п.Владимирский лагерь Стругокрасненского района. Это жилье она с дочерьми Шефер А.С. и Ксёнз Е.С., а также внучкой Шефер М.В. занимает до настоящего времени.
Считая себя подлежащей переселению из закрытого военного городка в связи с отсутствием в настоящее время какой-либо правовой связи с военным ведомством, она обратилась в Псковское отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о признании ее и членов семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Однако решением данного органа от 29 сентября 2015 года в удовлетворении этого обращения ей было отказано с указанием на несоответствие ее (истицы) требованиям, предъявляемым к участникам данной Подпрограммы, а также отсутствием сведений о признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Полагая этот отказ незаконным, Ксенз В.П. просила суд удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание Ксенз В.П., будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, воспользовавшись правом ведения дела через представителя.
В судебном заседании представитель истицы и третьих лиц Ксёнз Е.В. и Шефер А.С. - Перог Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Отделения (территориальное, г.Псков) ФГКУ Западное РУЖО - Кунцевич В.Ю. иск не признал, ссылаясь на то, что истец и члены ее семьи нуждающимися в получении жилых помещений в установленном порядке не признавались, и обязательств по обеспечению их жильем Министерство обороны не имеет, поскольку самостоятельным правом на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны РФ истица не обладает, требований о ее выселении из занимаемого жилого помещения не заявлено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Ксенз В.П. по доверенности - Перог Д.А. просит об отмене данного судебного постановления с принятием нового решения об удовлетворении иска. Полагает, что суд допустил неправильное применение материального закона, поскольку из анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, в том числе Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 N2152-О, следует, что проживание в закрытых военных городках граждан, подлежащих переселению, является самостоятельным основанием для обеспечения их иным жильем посредством ГЖС.
На апелляционную жалобу поданы возражения Псковским отделением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
В суде апелляционной инстанции Ксенз В.П. и ее представитель - Перог Д.А. поддержали доводы апелляционной жалобы; иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, в суд не явились, что в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленное решение
Установлено, что Ксенз В.П. являлась военнослужащей Вооруженных Сил РФ.
В период прохождения данной службы ей на основании ордера на служебное жилое помещение от 04 октября 1993 года на состав семьи из 3-х человек, включая супруга Ксенз С.А. и дочь Ксенз А.С., было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "****"
Данное административно-территориальное образование входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Приказом начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ленинградскому военному округу от 18 мая 1998 года Ксенз В.П. в связи с организационно - штатными мероприятиями уволена с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
По состоянию на момент увольнения выслуга Ксенз В.П. составила 6 лет 1 месяц 14 дней в календарном исчислении.
Продолжая после прекращения военной службы проживать в служебном жилом помещении, Ксенз В.П. обратилась с заявлением о признании её с составом семьи 4 человека участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Уведомлением N (****) от 29 сентября 2015 года в удовлетворении данного заявления было отказано в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (подп. "а" п.22 Правил).
Как следует из возражения на исковое заявление ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, основанием к принятию указанного решения послужило то что, Ксенз В.П., имеющая выслугу около 6 лет и не состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях, в силу положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов права на обеспечение жильем в рамках указанной подпрограммы не приобрела как не имеющая необходимой выслуги.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ксенз В.П., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках само по себе не является самостоятельным и достаточным условием для признания за ними права на обеспечение жилым помещением путем получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на нормах материального права и собранных по делу доказательствах.
Так, согласно ч.1, ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз.1 п. 14 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Этот же порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на военнослужащих, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы, что следует из абзаца 3 п. 14 ст. 15 названного Закона.
Положениями подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, в рассматриваемом случае в отношении закрытого военного городка, где находится занимаемое истицей жилое помещение, не установлены такие условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее проживание в нем граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями (учреждениями, организациями), находящимися на его территории.
Таким образом, сам по себе факт прекращения истицей военной службы не влечет за собой реализацию в отношении нее процедуры переселения; никаких требований о выселении из занимаемого жилого помещения к Ксенз В.П. никем не предъявляется.
С учетом изложенного и имеющейся у нее выслуги в Вооруженных Силах Российской Федерации, Ксенз В.П. не может быть отнесена к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата лишь в связи с фактом проживания на территории закрытого военного городка, что исключает возможность удовлетворения ее исковых требований о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения ГЖС и обязании включить ее в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Доводы апелляционной жалобы, направленные на опровержение указанного вывода не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нельзя признать состоятельной и ссылку апеллянта на Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 N2152-О.
Так, указанное определение вынесено по жалобе Концевого В.Ф., который оспаривал конституционность примененного судами в деле с его участием подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Однако названным определением заявителю было отказано в принятии к рассмотрению его жалобы как не отвечающей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой. Соответственно, определение не содержит правовых позиций по поставленному заявителем вопросу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 01 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя по доверенности Ксенз В.П. - Перога Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Г. А. Ельчанинова
Судьи: подпись О.Л.Ениславская
подпись Л.В.Захарова
Копия верна: Г.А.Ельчанинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.