Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Сокуровой Ю.А., судей Башаркиной Н.Н., Козлова О.А.
при секретаре судебного заседания Бабиной Т.В.
с участием Попковой В.С. и представителя Л.Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н. дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 29 мая 2013 года по иску Попковой О. В., Попковой В. С. к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода о признании состоящей на учете нуждающейся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛА:
Попкова О.В., Попкова В.С. обратились в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании состоящей на учете нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Попкова О.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Попкова О.В. и ее мать Попкова В.С. проживают в комнате площадью 12,6 кв.м. в коммунальной квартире, которая принадлежит им на праве долевой собственности. Распоряжением главы администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода от 20.11.2012 года N 888-р семья Попковой О.В. с составом семьи из двух человек признана малоимущей, в дальнейшем распоряжением главы администрации семья Попковой О.В. с составом семьи из двух человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Но постановка на учет произведена в общую очередь по улучшению жилищных условий, тогда как Попкова О.В. и члены ее семьи имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.
При рассмотрении дела истцы в порядке ст.39 ГПК РФ изменили исковые требования и просили признать Попкову О.В. состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ с 28.11.2012 года, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Попковой О.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим нормам, незамедлительно в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 мая 2013 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 21 ноября 2013 года, постановлено:
Исковые требования Попковой О.В., Попковой В.С. удовлетворить частично.
Признать Попкову О.В. состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по ст.51 ЖК РФ, а именно по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ с 28.11.2012 года.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Попковой О.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, площадью не менее 26,7 кв.м в границах г. Нижнего Новгорода, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Установить Министерству социальной политики Нижегородской области срок для совершения вышеуказанных действий - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На данное решение суда Министерством социальной политики Нижегородской области была подана апелляционная жалоба, в которой содержалась требование об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требованиях, поскольку, как указывает заявитель, решение суда является незаконным и необоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18 марта 2014 г. решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 29 мая 2013 года в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности предоставить Попковой О.В. жилое помещение по договору социального найма, установления Министерству социальной политики Нижегородской области срока для совершения указанных действий отменено.
В указанной части по делу принято новое решение, которым исковые требования Попковой О.В., Попковой В.С. к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставлены без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда, Попкова О.В. подана кассационную жалобу.
Постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 02 марта 2016 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18 марта 2014 г. отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение об удовлетворении требования истцов, суд первой инстанции руководствовался статьи 51 Жилищного кодекса РФ, статей 2-4, 12, 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", пришел к выводу, что истец является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года N123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" установлено, что органы государственной власти Нижегородской области реализуют жилищную политику Нижегородской области путем законодательного регулирования жилищных отношений, осуществления правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в жилищной сфере, осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем, а также путем выделения средств областного бюджета для поддержки субъектов жилищной сферы и развития жилищной сферы в соответствии с настоящим Законом.
Согласно статье 3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти Нижегородской области в области жилищных отношений отнесено, в частности, обеспечение бюджетного финансирования в области жилищных отношений в соответствии с названным Законом, координация деятельности по разработке, утверждению и реализации областных целевых программ развития территорий и жилищного строительства в Нижегородской области, осуществляемых в соответствии с целями, установленными названным Законом.
Статья 4 данного Закона регулирует вопросы финансирования в области жилищных отношений за счет средств областного бюджета и одним из направлений финансирования предусматривает реализацию областных целевых программ в жилищной сфере и обеспечение софинансирования в случае участия Нижегородской области в реализации федеральных целевых программ.
Жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан) ( п.п. "а" п.1 ч.1 статьи 13 Закона).
Как следует из материалов дела, Попкова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 (т.1 л.д.8-9, 30-36).
Попкова О.В. и ее мать Попкова В.С. проживают в комнате площадью 12,6 кв.м., расположенной по адресу: "адрес" 3, принадлежащей им на праве общей долевой собственности, по ? доле в праве каждой (т.1 л.д.12).
Принадлежащая истцам комната является частью коммунальной квартиры, занятой несколькими семьями (т.1 л.д.61-70).
Распоряжением заместителя главы администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода N от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Приокского района семья Попковой О.В. с составом семьи из двух человек (Попкова О.В., ее мать Попкова В.С.) признана малоимущей (т.1 л.д.10).
Распоряжением заместителя главы администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода N-р от ДД.ММ.ГГГГ семья Попковой О.В. с составом семьи из двух человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (т.1 л.д.11).
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 истица Попкова О.В. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, суд правильно указал на нарушение прав истицы не обеспечением ее вне очереди жилым помещением.
Закон не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Исходя из положений ст. 49 ЖК РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции РФ.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления, на что правильно указано судом первой инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на положение ст. ст.11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N123-З (в редакции Закона от 05.02.2013 N6-З) не может быть принята во внимание, поскольку оснований для применения к спорным правоотношениям ст.11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N123-З (в редакции Закона от 05.02.2013 N6-З) не имелось, так как в суд с иском Попкова О.В. обратилась 25.12.2012, Закон Нижегородской области от 05.02.2013 N6-З, в соответствии с положениями статьи 4 данного акта, вступал в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, указания на распространение действия данного нормативного акта на правоотношения, возникшие до его введения в силу, не имеется, следовательно, при рассмотрении спора о субъективном праве подлежат применению нормы, действующие на момент обращения в суд за защитой нарушенного права.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 29 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.