Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Пятовой Н.Л. и Нижегородцевой И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя администрации г.Нижнего Новгорода - по доверенности Гарцевой В.В.
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 16 декабря 2015 года
гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Нижнего Новгорода в интересах Романова И.И. к администрации г.Нижнего Новгорода об обязании предоставить жилое помещение,
заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения Романова И.И., представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Саулиной К.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района г.Нижнего Новгорода обратился в суд, действуя в интересах Романова И.И., к администрации г.Нижнего Новгорода. В обоснование заявленных требований указано, что Романов И.И. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Московского района г.Нижнего Новгорода с 09 августа 2012 года, как имеющий тяжелую форму хронического заболевания, включенного в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Романов И.И. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: " ... ". В указанной квартире также зарегистрированы: Р.А.И., Р.Л.И., Б.Н.А., Б.А.А. Квартира имеет общую площадь 64,6 кв.м и состоит из двух комнат. Из объяснений Романова И.И. следует, что в комнате площадью около 11 кв.м он проживает с семьей: Л.О.В. (супруга), Р.А.И. (дочь, " ... " г.р.), Р.Л.И. (сын, " ... " г.р. ), Л.М.А. (сын Л.О.В., " ... " г.р.), в другой комнате, площадью приблизительно 20 кв.м проживает другая семья - Б.Н.А. и Б.А.А. Таким образом, Романов И.И., имеющий тяжелую форму хронического заболевания, с семьей в составе пяти человек, из которых трое несовершеннолетних детей, проживает в одной комнате. Романову И.И., в силу части 2 статьи 57 ЖК РФ, как имеющему тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. С учетом вышеизложенного истец просит суд возложить на Администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность предоставить Романову И.И. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в г. Нижнем Новгороде, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В судебном заседании прокурор Кокурина Р.В., истец Романов И.И. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика - администрации г.Нижнего Новгорода - по доверенности Гарцева В.В. возражала против удовлетворения иска, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица - Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Саулина К.А. оставила вопрос о разрешении требований на усмотрение суда.
Представители третьих лиц - администрации Московского района г.Нижнего Новгорода, Правительства Нижегородской области - в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 16 декабря 2015 года
исковые требования прокурора Московского района г.Нижнего Новгорода, действующему в интересах Романова И.И., удовлетворены, а именно постановлено обязать администрацию г.Нижнего Новгорода предоставить Романову И.И. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в г.Нижнем Новгороде не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В апелляционной жалобе представителя администрации г.Нижнего Новгорода по доверенности Гарцевой В.В. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося решения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1, статья 7, часть 1, статья 18, статья 19, части 1 и 2). В силу части 3 статьи 30 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к исключительной компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установилтакое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
Ранее подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" было предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области следующим категориям граждан: граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).
Согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 5 февраля 2013 года N 6-3 "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области подпункт "б" пункта 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" признан утратившим силу. В Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" данным Законом Нижегородской области от 5 февраля 2013 года N 6-З, вступившим в силу 18 февраля 2013 года, внесены изменения, по которым реализация права граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 января 2005 года
на получение социальной поддержки, подлежит осуществлению
в форме однократно предоставляемой единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы, субъектам Российской Федерации предоставлено устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещении по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом РФ (в порядке общей очереди и вне очереди).
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом, уже установлен Жилищным кодексом РФ, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Романов И.И. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: " ... ", что подтверждается справкой о регистрации (л.д.16).
В данной квартире также зарегистрированы и проживают: Р.А.И., Р.Л.И., Б.Н.А., Б.А.А. (л.д.16).
Как следует из объяснений Романова И.И., данной в суде первой инстанции, в комнате, которую он занимает, также фактически проживает его супруга - Л.О.В., их общие несовершеннолетние дети - Р.А.И., " ... " г.р., Р.Л.И., " ... " г.р., а также несовершеннолетний сын Л.О.В. - Л.М.А., " ... " г.р. (л.д.6).
Романов И.И. согласно справке ГБУЗ НО "Психиатрическая больница N2 г. Нижнего Новгорода" по состоянию здоровья, согласно перечня заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N817 имеет право на дополнительную жилплощадь, а также по состоянию здоровья подходит под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" согласно п.3 (л.д.70).
Распоряжением администрации Московского района г. Нижнего Новгорода от 09 августа 2012 года N" ... " Романов И.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий тяжелую форму хронического заболевания (л.д.18-19).
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст.ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, правильно применив нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, определив обстоятельства, имеющие значение для дела, установив, что Романов И.И. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 2012 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Романов И.И. имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в черте г.Нижнего Новгорода, благоустроенного, применительно к условиям населенного пункта, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не ниже установленных социальных норм.
Судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции относительно наличия правовых оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с наличием у истца тяжелой формы хронического заболевания.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрация г.Нижнего Новгорода является ненадлежащим ответчиком по делу, так как финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, Правительством Нижегородской области не передавались, а полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан относятся к компетенции Правительства Нижегородской области, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания администрации г. Нижнего Новгорода предоставить Романову И.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
При этом, отклоняя довод представителя ответчика администрации г. Нижнего Новгорода о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению граждан жилым помещением, суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 2, ст.15, ст. 11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", указал на то, что обязанность по предоставлению Романову И.И., как лицу, страдающему хроническим заболеванием и нуждающемуся в жилом помещении, жилого помещения вне очереди в соответствии со ст.57 ЖК РФ в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.
В этой связи судом дано аргументированное суждение, согласно которому доводы представителя ответчика о том, что переданные им отдельные государственные полномочия не обеспечены необходимыми материальными ресурсами, являются несостоятельными, поскольку осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. Судебная коллегия отмечает, что отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Кроме того, как указывает заявитель в качестве оснований к отмене состоявшегося решения суда, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007г. N460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда определено министерство социальной политики Нижегородской области. Более того, действие п.2 ч.1 ст. 2 закона N116-З было приостановлено законом Нижегородской области от 18.12.2013г. N166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг.".
Судебная коллегия не может признать состоятельными вышеуказанные доводы апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года N 460 в целях реализации статьи 10 Закона Нижегородской области N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" Министерство является уполномоченными органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона N 123-З в первоначальной редакции было предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области нуждающимся гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Однако Законом Нижегородской области от 05.02.2013 года N 6-З данное
положение признано утратившим силу.
Таким образом, обязанность министерства по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, действующим законодательством уже не закреплена. Полномочиями по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан, вставшим на учет после 01.01.2005 года, органы исполнительной власти Нижегородской области не наделены.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилом помещении малоимущих граждан относится к вопросам местного значения и финансируется за счет средств местного бюджета. Предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в соответствии с федеральным законодательством относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Порядок обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями установлен Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-3 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районной и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления. В связи с чем, администрация г.Нижнего Новгорода является надлежащим ответчиком по делу.
Таким образом, судом первой инстанции обстоятельства по делу установлены полно и правильно, на основе представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка, результаты которой отражены в решении суда, нормы материального права к спорным правоотношениям также применены правильно, нарушений норм процессуального права не имеется.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Нижнего Новгорода - по доверенности Гарцевой В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.