Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Савелькиной Г.О.,
при секретаре Степановой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Кайзеровой О.К. к администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, поступившее по апелляционной жалобе администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики на заочное решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2016 г., которым постановлено:
"Признать постановление Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 06 мая 2015 года N незаконным.
Oбязать администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики поставить Кайзерову О.К. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях".
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя истца Кайзеровой О.К. - Калмыкова И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Кайзерова O.K. обратилась в суд с иском к администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики с учетом уточнения в порядке статьи 39 ГПК РФ о признании незаконным решения администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района от 6 мая 2015г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет Кайзерову О.К. в качестве нуждающейся в жилом помещении для получения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Исковые требования мотивированы тем, что Кайзерова О.К. является дочерью участника Великой Отечественной войны ФИО1, пропавшего без вести 07 июля 1942 года, и в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения от 06 мая 2015 г. ей незаконно было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи умершего. До 1998 года истец проживала в жилом доме "адрес", который в последующем продала ФИО3 по договору купли-продажи. С 2002 года истец стала совместно проживать с ФИО4 по адресу: ... Брак между ними не был зарегистрирован. После смерти ФИО4, умершего 24 марта 2014 г., наследственные права в настоящее время оформляет его ФИО5. Указанный жилой дом площадью 10,1 кв.м. фактически является непригодным для проживания, имеет износ 65%.
Истец Кайзерова О.К. и её представитель Калмыкова Р.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчик администрация Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Представитель третьего лица администрации Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики - глава администрации Чернов Л.В. в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснив, что Кайзерова О.К. была зарегистрирована на территории Сугутского сельского поселения, после чего, продав жилой дом, выехала в с.Балабаш Баишево Батыревского района, где в настоящее время зарегистрирована.
Заочным решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2016 г. постановление Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 06 мая 2015 года N признано незаконным, на администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики возложена обязанность поставить Кайзерову О.К. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2016 г. постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по иску Кайзеровой О.К. к администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, поступившего по апелляционной жалобе администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики на заочное решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2016 г., по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле привлечены администрация Батыревского района Чувашской Республики, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики и Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки", поскольку оспаривается отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданину для реализации прав в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Кайзеровой О.К. - Калмыков И.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы на решение суда отказать. При этом представил заявление, что его доверитель Кайзерова О.К., извещенная о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, просит рассмотреть дело без ее участия. При этом пояснил, что истица оспаривает решение сельского поселения от 6 мая 2015г. об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилищных условий. После получения отказа в постановке на учет истица стала собирать документы. Решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2015г. по заявлению Кайзеровой О.К. установлен факт, что справка N от 13 апреля 2015г., выданная ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" о том, что ФИО1 в годы Великой Отечественной войны, находясь на фронте, пропал без вести 07.07.1942 года, принадлежит ФИО1, ... года рождения. Кайзерова О.К. получила справку Отдела социальной защиты населения Батыревского района от 29.09.2015г. о том, что она является дочерью погибшего участника ВОВ ФИО1 Повторно с указанными документами Кайзерова О.К. не обращалась в администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в октябре 2015г. истица обратилась в суд.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции от 20.04.2016г. представитель ответчика администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный, не явился. В судебном заседании от 28 марта 2016г. глава указанного сельского поселения Никитин В.К. доводы апелляционной жалобы поддержал, указав на законность отказа решением от 6 мая 2015г. в постановке Кайзеровой О.К. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Третье лицо администрация Сугутского сельского поселения Батыревского района просит рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции без участия их представителя.
Привлеченные к участию в деле администрация Батыревского района Чувашской Республики, КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики просят рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции без участия их представителя.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы по обращению Кайзеровой О.К. судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле администрацию Батыревского района Чувашской Республики, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики и Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки", права и интересы которых затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
При этом меры социальной поддержки членов семей производны от прав самих погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Положения пункта 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления сельских поселений наделены полномочиями по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2015г. Кайзерова О.К. обратилась в администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" для реализации прав в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" как член семьи погибшего (умершего) участника ВОВ.
Постановлением администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения от 06 мая 2015 года истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в письме Кайзеровой О.К. в качестве основания для отказа указано на обеспеченность жильем выше учетной нормы 10 кв.м. и недостатки справки ФКУ "Военный комиссариат" от 13 апреля 2015г. относительно расхождения фамилии " ФИО1", т.е. не представление документов, подтверждающих статус члена семьи участника ВОВ в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер.
Согласно части 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно части 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Положения пункта 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Статья 4 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" регулирует принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Части 3, 4.1 ст. 4 предусматривают документы, подлежащие представлению гражданами самостоятельно для постановки на учет, а также круг сведений, получаемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона Чувашской Республики граждане, указанные в статье 11 настоящего Закона (в частности, граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах") одновременно с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, представляют документы, подтверждающие отнесение их к иным категориям граждан.
Соответственно при обращении в орган местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, относящееся к категории в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Кайзарова О.Г. должна была предоставить документы, подтверждающие отнесение ее к указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Удостоверение выдается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий".
Из материалов дела следует, что при обращении в апреле 2015г. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Кайзерова О.Г. не представляла удостоверение члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны. Ею была приложена справка Военного комиссариата Чувашской Республики по Батыревскому и Шемуршинскому районам N от 13 апреля 2015 года, о том, что
ФИО1 в годы Великой Отечественной войны, находясь на фронте, пропал без вести 07 июля 1942 года. Основание: Алфавитная книга пропавших без вести и погибших в период ВОВ 1941-1945 годов ... РВК (л.д.8).
Как следует из свидетельства о рождении истца, Кайзерова О.К. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являлись:
отец ФИО1, мать ФИО2 (л.д.7).
Согласно части 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В качестве одного из оснований для отказа Постановлением администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения от 06 мая 2015 года истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий явились именно недостатки справки Военного комиссариата ЧР N от 13 апреля 2015 года относительно фамилии лица, пропавшего без вести на фронте в годы ВОВ, т.е. не представление документов подтверждающих отнесение Кайзеровой О.К. к категории граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (обязанность представления которого предусмотрено частью 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" и частью 4 статьи 52 Жилищного Кодекса РФ.
Поскольку истцом не было представлено в орган местного самоуправления документы (удостоверение члена семьи участника Великой Отечественной войны или иной приравненный документ, а также соответствующие сведения из Военного комиссариата Чувашской Республики о том, что ее отец ФИО1 являлся участником ВОВ в составе действующей армии) соответственно Постановление администрации Балабаш-Баишевского сельского поселения от 06 мая 2015 г. об отказе по указанному основанию в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации является правильным.
Основания для признания незаконным постановления Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 06 мая 2015 года N не имеются. Требования о возложении на администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики обязанности поставить Кайзерову О.К. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях носят производный характер от первоначального требования об оспаривании решения органа местного самоуправления и соответственно не подлежат удовлетворению. Полученные после вынесения оспариваемого постановления органа местного самоуправления от 6 мая 2015г. документы не являются основанием отмены указанного решения органа местного самоуправления.
При этом судебная коллегия отмечает, что Кайзерова О.К. после дополнительного сбора документов не обращалась повторно с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Об этом в суде апелляционной инстанции также подтверждает представитель истца Калмыков О.В.
Согласно сообщения ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" от 20.04.2016г. в архиве Военного комиссариата сведения на ФИО1, в том числе прохождении службы в составе действующей армии в годы ВОВ не имеются. не имеются. В алфавитной книге пропавших без вести в период ВОВ имеется запись, что " ФИО1, ... г.р., пропал без вести 07.07.1942г".
Все представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что Кайзеровой О.К. получены уже после получения оспариваемого решения об отказе в постановке на учет от 6 мая 2015г. Фактически в указной части Кайзерова О.К. согласилась с постановлением органа местного самоуправления и стала собирать документы для подтверждения своего статуса в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Так, решением Батыревского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2015 года по заявлению Кайзеровой О.К. установлен факт принадлежности справки N от 13 апреля 2015г., выданной ФКУ "Военный комиссариат Чувашской Республики" по Батыревскому и Шемуршинскому районам, о том, что ФИО1 в годы Великой Отечественной войны, находясь на фронте пропал без вести 07.07.1942г., принадлежит ФИО1 (л.д.11).
Также только после решения суда Кайзерова О.Г. получила справку от 29.09.2015г. отдела социальной защиты населения Батыревского района о том, что является дочерью погибшего ФИО1 участника ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 13). Такая справка выдана до получения удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, удостоверение в материалы дела не представлено в суд первой и апелляционной инстанций.
Поскольку постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, Кайзерова О.К. не лишена возможности повторного обращения в администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с приложением указанных документов (полученных ею после оспариваемого решения органа местного самоуправления от 5 мая 2015г.), подтверждающих, что она является членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в составе действующей армии, а также документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, ч.5 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2016 г. отменить и принять по делу новое решение:
"В удовлетворении исковых требований Кайзеровой О.К. о признании незаконным постановления Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от 06 мая 2015 года N и возложении на администрацию Балабаш-Баишевского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики обязанности поставить Кайзерову О.К. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, отказать".
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Г.О. Савелькина
А.А. Нестерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.