Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Жуковой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Михайлова А. С., Михайловой Т. А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Михайловым А. С., Михайловой Т. А. право собственности по 1/2 доле за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлов А.С., Михайлова Т.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ), в котором просили признать за ними право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение было предоставлено им на основании ордера N " ... " от "дата" на состав семьи из трех человек. В квартире зарегистрированы истцы и их дочь Рогова (Михайлова) С. А ... В настоящее время п. Сурок утратил статус закрытого военного городка, однако жилой фонд в п. Сурок в муниципальную собственность не передан. Поскольку п. Сурок утратил статус закрытого военного городка, полагают, что имеют право на приватизацию жилого помещения. Однако ответчики необоснованно отказывают в заключении договора на передачу жилого помещения в собственность.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что спорное жилое помещение на дату вселения семьи Михайловых было отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации и предоставлялось Михайлову А.С. в связи с трудовыми отношениями.
Представитель ФГКУ "Центррегионжилье", извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, в установленном порядке о необходимости обеспечения своего участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судебную коллегию не уведомил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ "Центррегионжилье".
Выслушав объяснения Михайлова А.С., Михайловой Т.А., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением мэра г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл N 869 от 25 марта 2002 года квартира по адресу: "адрес", признана служебной Йошкар-Олинской КЭЧ района.
Жилой дом N " ... " по "адрес", в котором находится квартира истцов, включен в перечень федерального имущества, правообладатель - войсковая часть 31353, собственником и балансодержателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" было предоставлено Михайлову А.С. на семью из трех человек: Михайлову А.С., его супруги - Михайловой Т.А., дочери - Михайловой С.А., на основании ордера N " ... " от "дата", выданного КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно поквартирной карточке Михайлов А.С. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в указанной квартире по настоящее время.
Истцы ранее в приватизации не участвовали, иных жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в собственности не имеют (л.д. " ... ").
Принимая решения об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям применяются нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, жилое помещение, занимаемое истцами, не является служебным, было предоставлено для постоянного проживания, и, следовательно, может быть приватизировано.
Между тем с указанными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения истцам, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из изложенного, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение по адресу: "адрес", было включено в число служебного жилищного фонда постановлением мэра г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл N 869 от 25 марта 2002 года, вселение истцов в квартиру произведено на основании ордера, выданного КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа Министерства обороны Российской Федерации от 19 июня 2002 года, то есть после отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду.
В силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В подпункте "м" пункта 2 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из материалов дела следует, что решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось, согласие Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность данной квартиры в порядке приватизации отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Михайлова А.С., Михайловой Т.А. и признания за ними права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации у суда не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены правильно, однако выводы суда не соответствуют изложенным в решении суда, обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным вынести новое решение.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл
от 18 сентября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Михайлова А. С., Михайловой Т. А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Юрова
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.