судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прудентовой Е.В.
судей Жуковой Е.Г., Мананниковой В.Н.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца Алексеевой К.В. - Викуловой О.Н. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 марта 2016 года, которым постановлено:
Иск Алексеевой ФИО13 к администрации г. Пензы о признании незаконным приказа администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ N в части отмены п. 1.7, отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, о понуждении к включению в указанный список, и признании права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Алексеева К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет. Постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении нее была установлена опека в связи с тем, что ее отец ФИО4 умер, а мать ФИО5 отбывала наказание в местах лишения свободы. Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО5 была лишена родительских прав.
Алексеева К.В. так же указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году она окончила Муниципальное образовательное учреждение "Кадетская школа N г. Пензы Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус". С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она находилась на обучении в ФГБОУ высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства". В ДД.ММ.ГГГГ году ее сестра ФИО6 узнала от преподавателя ГАПОУ Пензенской области "Пензенский техникум транспорта и сервиса" г. Пенза Пензенской области о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. О том, что она (Алексеева К.В.) имеет право на обеспечение жильем, она узнала от сестры в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. При этом, она предоставила в орган местного самоуправления необходимый пакет документов. Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп она была включена в указанный список. приказом заместителя главы администрации "адрес" по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп и приказом заместителя администрации "адрес" по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп были внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ Nп, которыми ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Данный отказ был мотивирован тем, что на момент подачи заявления ей было 24 года.
Алексеева К.В. просит суд признать незаконным и отменить приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству Nп от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены подпункта 1.7 приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N п о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений; приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству Nп от ДД.ММ.ГГГГ в части внесения изменения в приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп и дополнения п. 3 об отказе во включении ее в список детей-cирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, признать незаконным и отменить; обязать администрацию г. Пензы включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с даты подачи первоначального заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Алексеевой К.В. - Викулова О.Н. просит решение отменить и принять решение об удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание, что первое обращение состоялось в ДД.ММ.ГГГГ г., дедушка ФИО8 указал на жилищное положение сироты Не согласна с выводом суда о том, что истица по неуважительной причине пропустила срок постановки на жилищный учет. Суд не принял во внимание, что администрация г. Пензы ставила истицу на учет ДД.ММ.ГГГГ Ссылается на Обзор Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Не согласна с оценкой доказательств.
Истец Алексеева К.В., представитель ответчика администрации г. Пензы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Алексеева ФИО14 родилась ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. III-ЖЕ N, л.д. 9).
Отец Алексеевой К.В. - ФИО4, умер - ДД.ММ.ГГГГ. (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. I-ЖЕ N, л.д. 10).
Мать Алексеевой К.В. - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. была осуждена Железнодорожным районным судом г. Пензы, отбывала наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., освобождена по отбытии наказания (подтверждается справкой серия ЖТ N от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ЖХ-385/2, л.д. 15).
В соответствии с постановлением Главы Железнодорожного района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9 была назначена опекуном несовершеннолетним Алексеевой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; выплата опекунского пособия назначена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ. мать Алексеевой К.В. - ФИО5 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Алексеевой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6 и Алексеева К.В. были переданы на воспитание опекуну ФИО9 (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 14).
Согласно копии аттестата о среднем (полном) общем образовании Б N от ДД.ММ.ГГГГ. Алексеева К.В. в ДД.ММ.ГГГГ г. окончила МОУ "Кадетская школа N 46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус" и получила среднее (полное) общее образование (л.д. 17).
Из копии диплома КБ N от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Алексеева К.В. завершила обучение в ДД.ММ.ГГГГ г. в ФГБОУ высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства" (очная форма) (л.д. 18).
Алексеева К.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 22).
Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп Алексеева К.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 23).
Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп был отменен подпункт 1.7. приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп (л.д. 24).
Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N п приказ заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ Nп был дополнен пунктом 3, которым Алексеевой К.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что гражданин не относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Возраст на момент подачи заявления 24 года (л.д. 25).
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Суд первой инстанции правильно руководствовался Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), положениями Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Законом, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно положениям ст. 8 Закона (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013г., действие положений ст. 8 Закона (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец обращалась за постановкой на учет в период до достижения ей 23 лет, необоснованны. Результаты оценки доказательств суд первой инстанции привел в решении, оснований для переоценки не имеется. Алексеева К.В. должна была представить суду доказательства того, что она была постановлена на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обращалась за постановкой на учет в период до достижения ей 23 лет. Таких доказательств в материалах не имеется.
Доводы истца Алексеевой К.В. о том, что она до достижения 23 лет реализовала свое право и ее дедушка ФИО8, действуя в ее интересах, обращался в администрацию с заявлением о постановке на учет Алексеевой К.В. как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции правильно не принял во внимание, поскольку из самого заявления ФИО8 следует, что он не просит квартиру, а обращается за материальной помощью на строительство жилья и т.д. (л.д. 30).
Правовой характер статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку до достижения 23 лет Алексеева К.В. не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была постановлена до указанного возраста на учет нуждающейся в жилом помещении по указанной категории лиц, и на момент первоначального обращения с таким заявлением достигла возраста - 24 лет, она не может относится к числу лиц вышеуказанной категории, и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Алексеевой К.В. не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность причин, препятствовавших ей до достижения возраста 23 лет обратиться за реализацией своего права, в ходе судебного заседания уважительных причин так же не установлено.
Довод апелляционной жалобы, о том, что она не знала о своем праве на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, и то, что ей соответствующими должностными лицами никогда не разъяснялось ее право на внеочередное предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не свидетельствует о наличии объективных препятствий в получении необходимых консультаций и разъяснений по данному вопросу и своевременной реализации своих прав.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении носит заявительный характер, в связи с чем предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Однако истец до 23 лет не заявляла о том, что обладает правами и льготами как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не представляла соответствующие документы, подтверждающие такое право.
Истец в судебном заседании не оспаривала того, что до ДД.ММ.ГГГГ года не обращалась в орган местного самоуправления о постановке на учет для предоставления жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Из преамбулы Закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста, и указанный срок является пресекательным, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет и прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с названным федеральным законом.
Поскольку впервые на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Алексеевой К.В. исполнилось 24 года, то в настоящее время истец статусом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладает.
Ссылка на Обзор Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не является основанием для удовлетворения иска. Суд первой инстанции исследовал причины, по которым истец не была поставлена на учет детей-сирот, пришел к правильному выводу об отсутствии уважительных причин.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Алексеевой К.В. - Викуловой О.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Прудентова
Судьи Е.Г.Жукова
В.Н.Мананникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.