Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Сура-Моторс-авто" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области, Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сура-Моторс-авто" (далее - ООО "Сура-Моторс-авто", общество) обратилось в Пензенский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости равной рыночной принадлежащих на праве собственности земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (склад),мастерской, нежилого здания, расположенного по адресу: "данные изъяты", в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 01.01.2012;
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание сбербанка. Участок находится примерно в 230 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 05.09.2012;
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты автосервиса, расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 13.09.2012.
Административный истец полагает, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков завышены, чем нарушаются права общества как плательщика налога на землю, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на отчеты об оценке, составленные оценщиком Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" : от 31.08.2015 N, от 05.10.2015 N, подтвержденные положительными экспертными заключениями от 21.09.2015 N Некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка".
Определением Пензенского областного суда от 01.03.2016 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Правительство Пензенской области, как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и Управление Росреестра по Пензенской области, как государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в качестве заинтересованных лиц - администрацию г.Пензы, администрацию г. Каменки Каменского района Пензенской области, администрацию г.Сердобска Пензенской области, поскольку разрешение настоящего спора затрагивает права муниципалитетов, на территории которых находятся спорные земельные участки, т.к. кадастровая стоимость данных объектов недвижимости является налоговой базой налога на объекты недвижимого имущества, который представляет собой один из доходов, зачисляемых в местный бюджет
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Сура-Моторс-авто" по доверенности от 10.07.2015 - Мисюряева Н.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители административных ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) Балакина О.А., действующая на основании доверенности от 01.10.2015, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) Агапова Т.В., действующая на основании доверенности от 30.10.2015, Правительства Пензенской области Савельева Е.В., действующая на основании доверенности от 05.11.2015, заявленные требования оставили на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, направив в суд заявление об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием возможности направить представителя в суд по причине участия последнего в судебном заседании в Арбитражном суде Пензенской области.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области в судебное заседание также не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, указав при этом, что при рассмотрении дела в заявленных требованиях просит отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Сердобска Пензенской области, надлежаще извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу предписаний статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Сура -Моторс-авто" на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (склад),мастерской, нежилого здания, расположенный по адресу: "адрес" (1-й участок);
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание сбербанка. Участок находится примерно в 230 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: "адрес" (2-й участок);
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты автосервиса, расположенный по адресу: "адрес" (3-й участок).
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,15,18), а также выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.222-224).
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет: 1-го участка - "данные изъяты" руб., 2-го участка - "данные изъяты" руб., 3-го участка - "данные изъяты" руб. (л.д.9,14,17).
Данная кадастровая стоимость земельных участков оспаривается в настоящее время.
Заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившие в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 06.11.2015, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" - 18.11.2015, решениями от 03.12.2015 N и от 14.12.2015 N отклонены (л.д.165,166-167,168,169-170).
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Пензенской области проведена по состоянию на 01.01.2012 и её результаты утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2013 N 850 - пП.
Земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" не вошли в перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки. Они учтены в ГКН 05.09.2012 и 13.09.2012 соответственно. Кадастровая стоимость данных земельных участков установлена уполномоченным органом на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в соответствии с актами определения кадастровой стоимости земельного участка от 11.02.2014 (л.д.202-206).
Поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в государственный кадастр недвижимости 05.09.2012, а о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" - 13.09.2012, датой, по состоянию на которую должна быть определена их рыночная стоимость, следует считать - 05.09.2012 и 13.09.2012 соответственно.
Что же касается земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", то он является ранее учтенным, вошедшим в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена индивидуально согласно Приложению N 3 постановления Правительства Пензенской области от 15.11.2013 N 850-пП. Следовательно, датой, по состоянию на которую должна быть определена его рыночная стоимость, следует считать - 01.01.2012.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты от 31.08.2015 N, от 05.10.2015 N, подготовленные оценщиком Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2012 составляет "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 05.09.2012 - "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 13.09.2012 - "данные изъяты" руб., а также положительные экспертные заключения от 21.09.2015 N, от 03.11.2015 N Некоммерческого партнерства "Кадастр-оценка" (л.д.20-76, 78-86, 87-153, 155-164).
Суд, исследовав отчеты, приходит к выводу о том, что они выполнены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Обоснование расчета рыночной стоимости земельных участков, изложенные в отчетах, подтверждены показаниями оценщика Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" ФИО6, допрошенного судом в качестве свидетеля.
Лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчетах N, N, не оспаривалась, доводов, позволяющих подвернуть сомнению выводы оценщика, не приводилось. Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 01.01.2012; с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. по состоянию на 05.09.2012; с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. по состоянию на 13.09.2012.
При таких обстоятельствах требования ООО "Сура-Моторс-авто" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пензенской области и заинтересованного лица - администрации г.Пензы, изложенные в письменных отзывах на иск, о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Утверждение представителя заинтересованного лица - администрации г.Пензы о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к существенному изменению налогооблагаемой базы, следовательно, к уменьшению поступлений в местный бюджет, приведенное в письменном отзыве, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных ООО "Сура-Моторс-авто" требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, прямо предусмотрена законом.
Доводы представителей административных ответчиков - Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, о том, что указанные органы не являются субъектами спорных правоотношений, следовательно, необоснованно привлечены к участию в деле, судом отклоняются в силу следующего.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457(далее - Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
На основании приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 с 01.03.2012 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В рассматриваемом деле кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" была определена в результате массовой государственной оценки, а земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" - по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 7 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом указанных обстоятельств, привлечение Управления Росреестра по Пензенской области как органа, осуществляющего организационные мероприятия по государственной кадастровой оценке земель и по исполнению решения суда о результатах определения кадастровой стоимости, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, определившего в рассматриваемом деле кадастровую оценку двух земельных участков, к участию в деле в качестве административных ответчиков, обоснованно.
Согласно положениям абзаца 5 ст. 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результатах проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В данном случае общество обратилось в комиссию
в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 06.11.2015;в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" - 18.11.2015, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2015.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Сура-Моторс-авто" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (склад),мастерской, нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2012 в размере "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир здание сбербанка, участок находится примерно в 230 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 05.09.2012 в размере "данные изъяты" "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты автосервиса, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 13.09.2012 в размере "данные изъяты" рублей.
Датой подачи ООО "Сура-Моторс-авто" заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать :
в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 06.11.2015;
в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" -18.11.2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2016.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.