Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии представителя истца Рудакова Д.А. Зорина П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Смоленской области на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 8 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя истца Рудакова Д.А. Зорина П.А.,
установила:
Рудаков Д.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Смоленской области (далее - ВКСО), Министерству обороны РФ о признании недействительным отказа Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ (далее - Департамента) о выплате компенсации за изготовление и установку памятника после смерти ФИО1, просил суд обязать Департамент выплатить ему компенсацию за изготовление и установку надгробного памятника после смерти ФИО1 в сумме "данные изъяты" руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" руб., а также в возврат госпошлины "данные изъяты" руб. В обоснование заявленных требований указал, что 18.01.2013г., временно находясь на территории Республики Беларусь, умер его отец ФИО1 который являлся гражданином РФ, пенсионером по линии Министерства обороны, получателем пенсии по выслуге лет в ВКСО. Для прохождения необходимого лечения его отец был временно зарегистрирован в Республике Беларусь. Поскольку он был уроженцем г.Слуцка Минской области Республики Беларусь по его волеизъявлению был захоронен на территории Православного Георгиевского Кладбища Витебского района Республики Беларусь. Он понес расходы по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле отца 25.06.2014г., уплатив "данные изъяты" белорусских рублей, что по курсу в рублях составляет "данные изъяты" руб. Обратившись в ВКСО с заявлением о выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника, 16.11.2015г. получил необоснованный отказ по мотиву того, что ФИО1 на день смерти находился за пределами Российской Федерации, в связи с чем просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ВКСО заявленные требования не признал, сославшись на отсутствие оснований для выплаты истцу денежной компенсации за изготовление и установку памятника, поскольку ФИО1 до дня смерти проживал на территории Республики Беларусь, а предоставление государственных гарантий гражданам, проживавшим до дня смерти за пределами Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено. Просил в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, извещенного о месте и времени слушания дела.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 8 февраля 2016 года исковые требования Рудакова Д.А. удовлетворены частично. Суд постановил:
Признать недействительным отказ в выплате компенсации за изготовление и установку памятника после смерти ФИО1 и обязать Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ выплатить Рудакову
Д.А. компенсацию за изготовление и установку надгробного памятника после смерти отца ФИО1 в сумме "данные изъяты" руб., в возврат уплаченной госпошлины в сумме "данные изъяты" В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Смоленской области просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, ФИО1 на территории Российской Федерации не проживал; выданные документы ЧПУП не имеют юридической силы в РФ, расходы на изготовление и установку памятника не подтверждены документально по нормам законодательства РФ, что не было учтено судом.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Согласно пп.3 п.3. ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи подлежат ветераны военной службы.
Приказом Минобороны РФ от 13 января 2008 г. N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Согласно пп. "в" п.2 порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на ветеранов военной службы.
В силу ч.2 ст.27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Согласно ст.2 ФЗ от 15.08.1996г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994г. N460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих
сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение ветеранов военной службы.
Пунктом 2 указанного Постановления установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения и составляет - погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, к которым относится Рудаков Д.А., - до "данные изъяты" руб. (ред. от 10.03.2014 г.).
В соответствии с п. 34 Порядка оплата ритуальных услуг, услуг по изготовлению и установке надгробных памятников лицам, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, захороненным за пределами Российской Федерации, но постоянно проживавшим на ее территории до дня смерти (гибели), производится центральным органом военного управления, уполномоченным в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 20.10.1996г. являлся ветераном военной службы, получал пенсию по линии Министерства обороны РФ в военном комиссариате Смоленской области.
18.01.2013г. ФИО1 умер на территории Республики Беларусь, захоронен 20.08.2013г. на Православном Гергиевском кладбище по адресу: 1,2-1,4 км. юго-западное д.Красный Двор Мазоловского сельсовета Витебского района.
Судом установлено, что истец оплатил изготовление и установку памятника намогильного из натурального камня, в размере "данные изъяты" белорусских рублей, что по курсу ЦБ РФ на момент оплаты составляет "данные изъяты" руб.
30.12.2014г. сын ФИО1 - Рудаков Д.А. обратился в военный комиссариат Смоленской области с заявлением о выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника отцу, в чем ему письмом от 16.11.2015г. было отказано со ссылкой на то, что ФИО1 проживал и был захоронен на территории Республики Беларусь.
ФИО1 являлся гражданином РФ, пенсионером МО РФ, получал пенсию на территории РФ с 20.10.1996г., выплата которой прекращена в связи со смертью.
На учете в Управлении социальной защиты Администрации Октябрьского района г.Витебска ФИО1 не состоял, пенсию не получал, пособие на погребение не выплачивалось. Военный комиссариат Витебской области Республики Беларусь возмещение расходов на установку надгробного памятника родственникам умершего ФИО1 не производил. Возмещение таких расходов пенсионерам МО законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.
Проанализировав нормы действующего законодательства, дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации за изготовление и установку надгробного памятника после смерти отца ФИО1 в сумме "данные изъяты" руб., то есть в пределах предусмотренной законом нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку, отказав в удовлетворения иска в части компенсации морального вреда, поскольку в данном случае закон не предусматривает возможности компенсации морального вреда.
При этом ссылка представителя ответчика на то, что ФИО1 был выдан вид на жительство в Республике Беларусь, и он там проживал, как правильно посчитал суд, не влияет на принятие решения по данному делу, чему привел соответствующие мотивы в решении. ФИО1 являлся гражданином РФ, имел постоянное место регистрации в РФ, с 1996г. получал пенсию по линии Министерства обороны РФ в г.Смоленске, и его право на получение пенсии никто не оспаривал.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 до дня смерти фактически проживал на территории Республики Беларусь, где имел вид на жительство, на территории Российской Федерации он не проживал, не влияют на правильность принятого по делу решения, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка в жалобе на то, что выданные документы не имеют юридической силы в РФ, основана на неверном толковании закона. Также не учтены положения "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" (Заключена в г. Гааге 05.10.1961) (вступила в силу для России 31.05.1992), что касается справок военного комиссариата, управления социальной защиты.
Указание в жалобе на то, что расходы на изготовление и установку памятника не подтверждены документально по нормам законодательства РФ, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, из которых усматривается, что истцом были представлены подлинники документов, подтверждающих понесенные им расходы на изготовление и установку памятника намогильного из натурального камня, составленные на русском языке, содержащие перечень оказанных услуг и их стоимость, поэтому, как правильно указал суд, сомневаться в них оснований не имеется.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не соответствуют установленным судом обстоятельствам, поэтому не являются основанием для отмены решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 8 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.