Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии истца Кудряшовой М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Кудряшовой М.К. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 4 февраля 2016 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Кудряшовой М.К.,
установила:
Кудряшова М.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска (далее - ГУ- УПФ РФ в Ленинском районе г.Смоленска) о возложении на ответчика обязанности по пересмотру выплачиваемой ей пенсии с 10.01.2005г., выплате ей набора социальных услуг (далее - НСУ) за 2005,2006,2007,2008 годы в общей сумме "данные изъяты" руб. с начислением процентов в связи с их невыплатой.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Смоленска, не признавая заявленные требования, сослался на то, что выплата Кудряшовой М.К. НСУ произведена в соответствии с требованиям действующего законодательства и с учетом заявления истца о частичном отказе от НСУ на 2008 год.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 4 февраля 2016 года исковые требования Кудряшовой М.К. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кудряшова М.К. просит отменить решение и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на его незаконность, неверное установление обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
В соответствии со ст.23.1 ФЗ "О ветеранах" (ред.ФЗ от 29.12.2004) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на ежемесячную выплату (подп. 4 п.4); ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п.6); размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии (п.5).
Согласно п.8 ст.23.1 этого же Федерального закона часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину из числа поименованных в пункте 1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Размер выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подп. 4 п.4 ст.23.1 ФЗ "О ветеранах" (ред. от 29.12.2004) был определен в сумме 600 руб. с последующими индексациями, устанавливаемыми Постановлениями Правительства РФ, что составило: с 01.08.2005 года - 636 руб., с 01.04.2006 года - 690 руб. 06 коп., с 01.04.2007 года - 741 руб. 81коп., с 01.04.2008 года- 805 руб., с 01.07.2008 года-820 руб.
Согласно п.7 ст.6.1. Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 29.12.2004 года, на момент возникновения правоотношения) в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год (п.2 ст.6.3. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ ред. от 29.12.2004г.).
С 01 января 2006 года введены в действие пункты 3 и 4 статьи 6.3, пункт 2 ст. 6.5 ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 29.12.2004г.).
В соответствии с п.3 ст.6.3 данного Федерального закона гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.
В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке (п.4 ст.6.3. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в редакциях, действовавших на спорный период).
Согласно п.2 ст.6.5 Федерального закона N 178-ФЗ (в ред. от 29.12.2004г.) сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 настоящей статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст.6.5).
Пунктом 1 ст.6.5 Федерального закона N178-ФЗ (в ред. от 29.12.2004г.) установлено, что на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 руб. в месяц, в том числе: на оплату социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (п.1 ч.1 ст. 6.2 ФЗ) - 400 руб.; на оплату бесплатного проезда (п.2 ч.1 ст. 6.2 ФЗ) - 50 руб.
Изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг производится в порядке и в сроки, определяемые Правительством РФ.
С учетом индексации в соответствии с Постановлениями Правительства РФ размер набора социальных услуг составлял:
с 01.01.2006г. - в сумме 477 руб.;
с 01.04.2007г.- в сумме 513 руб. (сумма социальной услуги в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения (далее - медицинская помощь) -456 руб.; в виде бесплатного проезда (далее -проезд) - 57 руб.);
с 01.04.2008г. - в сумме 557 руб. (медицинская помощь - 495 руб., проезд - 62 руб.);
с 01.07.2008г. - в сумме 567 руб. (медицинская помощь - 504 руб., проезд- 63 руб.).
Из материалов дела следует, что Кудряшова М.К. является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны ФИО1 умершего 02.09.1986г., а также получателем пенсии по старости.
Как вдова участника ВОВ истец с 01.01.2005г. на основании поданного ею 12.01.2005г. заявления о выплате является получателем ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), сумма которой выплачивается с вычетом суммы НСУ.
Судом установлено, что Кудряшовой М.К. с 01.01.2005г. выплачивалась
ЕДВ в сумме "данные изъяты" руб. - до 01.08.2005г., с 01.08.2005г. - в сумме "данные изъяты" руб., с 01.04.2006г. - в сумме "данные изъяты" с 01.04.2007г.- в сумме "данные изъяты", с 01.04.2008г.- в сумме "данные изъяты" руб., с 01.07.2008г. в сумме "данные изъяты" руб.
02.05.2007г. Кудряшова М.К. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Смоленска с заявлением об отказе от социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 6.2 ФЗ N 178-ФЗ в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Факт отказа от НСУ в виде данной конкретной социальной услуги, а не всего набора социальных услуг, удостоверен собственноручной записью истца.
Действие заявления истца о частичном отказе от НСУ распространялось только на 2008г., о чем ей было разъяснено в уведомлении по принятию указанного заявления.
На основании поданного истцом заявления в период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. подлежало лишь частичное удержание НСУ услуг из ЕДВ истца, на что указано в представленном ответчиком расчете.
За период с 01.01.2005г. по 31.12.2008г. Кудряшовой М.К. подлежала к выплате сумма ЕДВ с учетом удержания из неё суммы НСУ в размере:
с 01.01.2005г. по 31.07.2005г. "данные изъяты"
с 01.08.2005г. по 31.12.2005г. "данные изъяты"
с 01.01.2006г. по 31.03.2006г. "данные изъяты"
с 01.04.2006г. по 31.03.2007г. "данные изъяты"
с 01.04.2007г. по 31.12.2007г. "данные изъяты"
с 01.01.2008г. по 31.03.2008г. "данные изъяты"
с 01.04.2008г. по 30.06.2008г. "данные изъяты"
с 01.07.2008г. по 31.12.2008г. "данные изъяты"
Поскольку, как установилсуд, вышеуказанные суммы были выплачены истцу, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выплата ей НСУ в спорный период с 2005г. по 2008г. путем удержания его размера из причитающейся ей выплаты ЕДВ произведена в полном объеме.
При этом доводы истца о невыплате НСУ со ссылкой на отсутствие сведений об его удержании в соответствующей графе в представленных пенсионным органом справках, судом обоснованно не приняты во внимание с указанием на то, что механизм отказа от предоставления гражданам из числа получаемых льготы категорий, от НСУ был предусмотрен только с 01.01.2006г., при этом суммы выплаченной истцу ЕДВ приведены с учетом сумм удержанного НСУ.
Проанализировав нормы действующего законодательства, дав оценку представленным доказательствам и учитывая факт подачи Кудряшовой М.К. заявления о частичном отказе от НСУ только 02.05.2007г. то есть на 2008г., суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ГУ -УПФ РФ в Ленинском районе г.Смоленска правовых оснований для выплаты истцу ЕДВ в полном объёме за 2005, 2006, 2007, 2008г.г., посчитав несостоятельной ссылку истца на подачу заявлений об отказе от НСУ от 12.01.2005г., так как согласно материалам её пенсионного дела данные заявления поданы на назначение ей ЕДВ.
Доводы истца о незаконности удержания в связи с тем, что назначение и выплата НСУ должны осуществляться на основании заключения медицинской комиссии, суд также верно посчитал несостоятельными, поскольку реализация права лицами, относящимися к определенным Законом категориям, на получение НСУ носит заявительный характер.
Поскольку выплачиваемая истцу сумма ЕДВ в спорный период произведена в соответствии с действующим пенсионным законодательством, удержания выплаты НСУ производилось в соответствии с действующими нормами законодательства, суд верно указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска о перерасчете выплачиваемой пенсии и взыскании в пользу истца сумм НСУ, и обоснованно отказал Кудряшовой М.К. в удовлетворении заявленных требований.
Указание в жалобе о наличии оснований для удовлетворения иска основаны на неверном толковании закона, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
По существу, доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств, уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая мотивированная оценка в решении, основаны на ошибочном понимании норм соответствующих законов.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 4 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кудряшовой М.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.