Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей Дубинина А.И. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Казарян А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Багировой Ю.В. и по апелляционной жалобе руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Перепелицыной Н.В.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 07 декабря 2015 года
по делу по иску Трибухиной И.А. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду под ИЖС
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Трибухина И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду под ИЖС.
В обоснование требований указала, что ее семья, состоящая из нее, мужа - " ... " и троих несовершеннолетних детей: " ... ", " ... ", и " ... ", согласно п. 1 ст. 1 Закона Ставропольского края N123-кз от 27.12.2012 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" является многодетной.
16.07.2014 на заседании комиссии по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края, рассмотрено ее заявление и принято решение о постановке ее на учет граждан, имеющих трех и более детей, о чем она уведомлена 21.07.2014 (исх. N2894- 06/7-21/4).
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент подачи заявления, с ней в течение месяца должны были согласовать выбор земельного участка и заключить договор аренды.
В результате длительного бездействия администрации г. Ставрополя по истечении года ей пришлось самостоятельно изыскать земельный участок из свободных земель в г. Ставрополе и подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реализации предоставленного ей права.
14.10.2015 она обратилась в администрацию г.Ставрополя с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул. " ... ", для индивидуального жилищного строительства.
Администрация г. Ставрополя в лице первого заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя фактически отказала ей в предоставлении участка (отказ N08/15-8172 от 26.10.2015), сославшись на нормы ст. 19 Закона Ставропольского края N36-кз от 09.04.2015 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Считает, что данный отказ противоречит нормативным правовым актам РФ и нарушает ее права и законные интересы.
Трибухина И.А. просила признать незаконным отказ N08/15-8172 от 26.10.2015 администрации города Ставрополя в лице первого заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в предоставлении ей земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет; возложить на администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя И.А. путем подготовки соответствующих документов о предоставлении ей в аренду на 49 лет земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства (л.д.5-7).
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 07 декабря 2015 года исковые требования Трибухиной И.А. к администрации г.Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ N08/15-8172 от 26.10.2015 администрации города Ставрополя в лице первого заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в предоставлении Трибухиной И.А. земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.
На администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав Трибухиной И.А. путем подготовки соответствующих документов о предоставлении в аренду на 20 лет Трибухиной И.А. земельного участка площадью 1495 кв. м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении требования Трибухиной И.А. в части возложения на администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанности подготовить соответствующие документы о предоставлении спорного земельного участка в аренду Трибухиной И.А. на 49 лет отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Багирова Ю.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленный Трибухиной И.А. требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Перепелицына Н.В. указывает, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного толкования и применения судом норм материального права. Обращает внимание на то, что Комитет и администрация города Ставрополя в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, Ставропольского края и муниципальными правовыми актами г.Ставрополя поставила истицу на учет как гражданина, имеющего трех и более детей, для предоставления ей в порядке очередности земельного участка. Однако суд не разобрался в сложившейся ситуации, дал неверную оценку юридически значимым обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истицы отказать.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Трибухиной И.А. - Антипова К.Ю. указывает на несостоятельность и необоснованность изложенных в них доводов, полагает, что ответчики, злоупотребляя своим правом, искусственно затягивают процесс предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Трибухина И.А., представитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении извещения, сведений об уважительности причин неявки не представили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации города Ставрополя в суд апелляционной инстанции также не явился. От представителя администрации города Ставрополя Семеновой Р.И. поступило ходатайство о проведении судебного заседания в ее отсутствие ввиду занятости в другом судебном заседании и невозможности направления в процесс другого представителя по причине высокой загруженности.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении извещения, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав представителя Трибухиной И.А. - Антипову К.Ю., действующую по доверенности " ... " от 02.12.2015, просившую отказать в удовлетворении апелляционных жалоб и оставить решение суда без изменения, судебная коллегия находит вынесенное по делу решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Трибухина И.А. является матерью трех несовершеннолетних детей: " ... ", " ... ", " ... ".
16.07.2014 года комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, принято решение о постановке Трибухиной И.А. на учет граждан, имеющих трех и более детей (номер очереди 1305).
14.10.2015 с целью реализации предоставленного ч. 4 ст. 12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N21-КЗ права на приобретение земельного участка истица обратилась к главе администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 1495 кв.м с условным номером " ... " по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ", для индивидуального жилищного строительства.
Письмом комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от N08/15-8172 от 26.10.2015 Трибухиной И.А. разъяснено, что гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков на территории г. Ставрополя в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений, в связи с чем вопрос о предоставлении земельного участка может быть рассмотрен в порядке очередности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый Трибухиной И.А. отказ N08/15-8172 от 26.10.2015 администрации города Ставрополя не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истицы на получение земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, в связи с чем возложил на орган местного самоуправления обязанность по устранению допущенных нарушений путем подготовки соответствующих документов о предоставлении в аренду на 20 лет Трибухиной И.А. земельного участка площадью 1495 кв.м с условным номером " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверной оценке юридически значимых обстоятельств дела и представленных доказательств, а также противоречит требованиям норм действующего законодательства РФ и Ставропольского края, регулирующих возникшие правоотношения.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 данного настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз (ред. от 29.12.2015) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном указанной статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.
Частью 8 указанной статьи установлено, что земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
В силу части 10 этой же статьи при наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, после постановки их на учет при соблюдении нескольких условий, в том числе: при наличии свободных земельных участков и исключительно в порядке очередности, с учетом даты и времени поступления их заявлений.
В статье 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из системного анализа положений статей 10 и 12 Конституции РФ, статьи 2 ФЗ N 131 от 06.10.2003 и принимая во внимание установленный законом принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, коллегия находит необходимым отметить, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.
Следовательно, решение суда в части возложения на администрацию г.Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя обязанности по устранению допущенных нарушений прав Трибухиной И.А. путем подготовки соответствующих документов о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка площадью 1495 кв. м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства, не может быть признано законным ввиду несоответствия требованиям вышеизложенных законодательных норм, а потому подлежит отмене.
Кроме того, суд, принимая решение, не учел, что обращение Трибухиной И.А. по вопросу предоставления указанного земельного участка рассмотрено комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя в пределах своей компетенции и истице дан письменный вопрос по существу изложенных в обращении вопросов.
Из содержания указанного ответа следует, что Трибухиной И.А. не отказано в предоставлении ей земельного участка, а даны разъяснения со ссылкой на часть 8 статьи 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" о том, что вопрос о предоставлении ей земельного участка будет рассмотрен в порядке очередности, как этого требует закон, исходя из того, что на момент рассмотрения обращения 23.10.2015 года перед нею в очереди на получение земельного участка стоит 815 многодетных семей (л.д.18).
При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении прав и законных интересов Трибухиной И.А. вследствие несоблюдения органом местного самоуправления установленной законом процедуры предоставления земельных участков нельзя признать правильным.
Сам факт рассмотрения обращения Трибухиной И.А. и направление ей письменного ответа по результатам такого рассмотрения свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления вышеприведенных требований статей 9 и 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Письменный ответ N08/15-8172 от 26.10.2015, подписанный первым заместителем руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Кравченко Д.С., направленный Трибухиной И.А. на ее заявление, необоснованно расценен судом в качестве отказа администрации города Ставрополя в предоставлении Трибухиной И.А. земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.
Учитывая, что бездействия комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя и администрации г.Ставрополя в отношении обращения Трибухиной И.А. или неправомерного отказа в его рассмотрении не установлено, суд пришел к ошибочному выводу о нарушении прав истицы.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Анализируя фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворении заявления Трибухиной И.А. не отвечает указанным выше требованиям, а потому подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела установлены, однако им дана неверная оценка, судебная коллегия находит возможным, отменяя постановленный судебный акт в указанной части, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Трибухиной И.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 07 декабря 2015 года в части признания незаконным отказа N08/15-8172 от 26.10.2015 администрации города Ставрополя в лице первого заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в предоставлении Трибухиной И.А. земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица " ... ", для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет и возложения на администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанности по устранению допущенных нарушений прав Трибухиной И.А. путем подготовки соответствующих документов о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка площадью 1495 кв.м, условный номер " ... ", расположенного по адресу: город Ставрополь, улица Скоморохова, 6, для индивидуального жилищного строительства отменить и вынести по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований Трибухиной И.А.
Это же решение в части отказа в удовлетворении требования Трибухиной И.А. о возложении на администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанности подготовить соответствующие документы о предоставлении спорного земельного участка в аренду на 49 лет оставить без изменения.
Апелляционные жалобы представителя администрации города Ставрополя Багировой Ю.В. и руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Перепелицыной Н.В. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.