Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Берко А.В.
судей
Загорской О.В., Дубинина А.И.,
при секретаре
Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционному представлению старшего помощника прокурора г.Ессентуки Бахтина В.В.,
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 ноября 2015 года по иску прокурора г.Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Рахманову Р. П. О., Рахманову А. П. О. о признании действия по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, незаконным, запретить проведение строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Ессентуки обратился с иском (впоследствии с уточненным - л.д.42-45) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Рахманову Р. П. О., Рахманову А. П. О., в окончательной редакции которого просил:
признать действия Рахманова Афига П. о. и Рахманова Р. П. о. по проведению строительных работ на объекте культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, и в его охранной зоне - незаконными;
запретить Рахманову А. П. о. и Рахманову Р. П. о. и иным лицам проводить строительные работы на объекте культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, и его охранной зоне, в нарушением охранного обязательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города в соответствии со ст.22 Федерального закона "О Прокуратуре РФ", проведена проверка в области охраны объектов культурного наследия. Установлено, что на территории города Ессентуки по ул.Баталинской,19 расположен объект культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки. Собственники объекта культурного наследия нарушили требования законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ - Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-ФЗ).
Памятник поставлен на государственный учет и охрану на основании Решения Крайисполкома от 01.10.1981 N702. Указанный памятник на основании договора купли-продажи от 08.02.2013, заключенного с Кривко А.И., принадлежит на праве совместной долевой собственности Рахманову А.П-о. и Рахманову Р.П-о. 07.07.2014 собственники объекта культурного наследия в установленном законом порядке оформили охранное обязательство. Согласно п.2.11 собственники объекта культурного наследия обязаны соблюдать режим использования территории объекта, установленный в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия и земельным кодексом. Вместе с тем, согласно информации Министерства культуры Ставропольского края приказом Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 N42, установлены временные охранные зоны. Так, согласно п.4 Приказа Министерства культуры Ставропольского края для отдельно стоящих памятников градостроительства и архитектуры, искусства, истории, утверждены в качестве временных охранных зон - территории вокруг памятников в радиусе 20 м. Пунктом 3.2 Приказа в качестве временных зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности определена территория в радиусе 100 м от временных охранных зон памятников.
В целях осуществления сохранности объекта культурного наследия осуществление работ в охранной зоне памятника и зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности осуществляется по согласованию с органом охраны. Вместе с тем, как установлено проверкой, собственником объекта культурного наследия начаты работы по обустройству капитального ограждения по меже земельного участка, то есть строительные работы.
Кроме того, на фасаде самого здания объекта культурного наследия произведена замена оконных заполнений, проводятся строительные работы по реконструкции помещений второго этажа, в частности реконструкция концертного зала. Однако, согласно информации Министерства культуры Ставропольского края, согласования либо разрешения на проведение работ собственнику объекта культурного наследия не выдавалось, поскольку последний за таким согласованием, не обращался.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, действия Рахманову А.П-о. и Рахманову Р.П-о. по проведению несогласованных с Министерством культуры Ставропольского края строительных работ, подлежат пресечению в виде запрета строительных работ до получения согласования с указанным госорганом.
Решением суда от 09.11.2015 исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено:
признать действия Рахманова А. П. О., Рахманова Р. П. О. по проведению строительных работ на объекте культурного наследия регионального значения Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, незаконными;
запретить Рахманову А. П. О. Рахманову Ровшану П. О. и иным лицам проводить строительные работы на объекте культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, и в его охранной зоне, с нарушением охранного обязательства;
в удовлетворении исковых требований прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Рахманова А. П. О. и Рахманова Р. П. О. по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, отказать.
Не согласившись с решением суда в отказанной части требований прокурора, старший помощник прокурора г.Ессентуки Бахтин В.В. обратился с апелляционным представлением, в котором считает решение суда в указанной части незаконным и необоснованным. Приведя доводы, аналогичные указанным в иске, прокурор полагает, что суд дал им ненадлежащую оценку. По мнению апеллянта, отказывая в признании незаконными действий ответчиков по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия, суд, необоснованно сославшись на указание в акте осмотра объекта при передаче его ответчикам о том, что территория имеет частичное ограждение (подп. "ж" п.2), пришел к неверному выводу о недоказанности прокурором того факта, что ограждение возведено ответчиками в охранной зоне - в пределах 20 м от объекта культурного наследия, тогда как прокурору надлежало в порядке ст.56 ГПК РФ доказать нарушения требований охранного законодательства, то есть производства ответчиками строительных работ в охранной зоне - в радиусе 20 м. Считает, что суд не учел, что собственником объекта культурного наследия проводятся работы по обустройству капитального ограждения по меже земельного участка, то есть строительные работы, которые в последующем могут стать опорной стеной, возможно пристраиваемой к объекту культурного наследия частью здания. Суд не принял во внимание пояснения представителя органа охраны объектов культурного наследия Ставропольского края о том, что указанные работы проводятся в охранной зоне памятника, что также подтверждается актом осмотра объекта, содержащимся в материалах дела. Кроме того, проводятся строительные работы по реконструкции помещений второго этажа, в частности реконструкция концертного зала. Однако, согласно информации Министерства культуры Ставропольского края, согласования либо разрешения на проведение работ собственнику объекта культурного наследия не выдавалось, поскольку последний за таким согласованием не обращался. По мнению апеллянта, отсутствие соответствующих согласований на проведение работ с госорганом, может повлечь за собой утрату объекта культурного наследия. Таким образом, действия Рахманову А.П-о. и Рахманову Р.П-о. по проведению несогласованных с Министерством культуры Ставропольского края строительных работ подлежат пресечению в виде запрета строительных работ до получения согласования с указанным государственным органом.
Просит решение Ессентукского городского суда от 09.11.2015 в части отказа в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконными действий ответчиков по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия и запрета производить такие работы в охранной зоне объекта культурного наследия - отменить, и принять в данной части новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В письменных возражениях на апелляционное представление ответчики просят оставить решение суда без изменения. А апелляционное представление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора, поддержавшего и просившего удовлетворить апелляционное представление, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст.196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
"Дворец культуры медработников "Современник", 1970, расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул.Баталинская,19 поставлен на государственный учет и охрану, как объект культурного наследия регионального значения, на основании решения Ставропольского крайисполкома от 01.10.1981 N702.
08.02.2013 года между Ставропольской краевой организации профсоюза работников здравоохранения в лице председателя Кривко А.И. и Рахмановым А.П.О. и Рахмановым Р.П.О. заключен договор купли-продажи объекта недвижимости - объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970.
Право собственности зарегистрировано за ответчиками, о чем в ЕГРП имеется запись, что подтверждается выпиской из реестра и копиями свидетельств о государственной регистрации права 26-АЗ 967220, 26-АЗ 967221 (л.д.22-23,60).
Охранное обязательство на памятник оформлено на Рахманова A.П.О. и Рахманова Р.П.О. 07.07.2014 N06-22/145 (л.д.62-66).
При этом в охранном обязательстве установлены ценные элементы памятника истории и культуры. К составляющим предмет охраны, относятся: все основные несущие конструкции здания, в том числе, фундаменты, наружные и внутренние несущие стены, перекрытия, объемно-планировочная композиция; габариты и конструкции крыши, включая высотные отметки крыши по конькам, а также конструкции перекрытий, характер кровельного
покрытия, указанные иные ценные элементы памятника архитектуры.
В соответствии с п.п.3.2,3.3,3.4,3.5 и 3 Охранного обязательства Рахмановы при подготовке проектной документации и осуществлении производственных работ на объекте культурного наследия обеспечивать их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия обязались:
согласовывать проектную документацию с "Госорганом";
производить работы по сохранению объекта культурного наследия на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных "Госорганом", в соответствии с согласованной документацией;
все работы по сохранению объекта культурного наследия производить под контролем "Госоргана";
выполнять иные работы по сохранению памятника.
На момент передачи объекта культурного наследия был произведен осмотр технического состояния объекта культурного наследия, о чем составлен акт от 07.07.2014 (приложение к охранному обязательству пользователя объекта культурного наследия). В акте зафиксировано, в том числе, что оконные проемы имеют металлопластиковые заполнения, все внутренние поверхности стен оштукатурены и окрашены, двери главного входа металлопластиковые с остеклением, установлены иные уже имеющиеся отделочные работы (л.д.67-70).
11.09.2015 Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия в ходе проведения была проведена внеплановая выездная проверка в целях осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Проверкой установлено, что на объекте культурного наследия без согласования с управлением проводятся ремонтные работы внутренних помещений здания, а именно: замена полов в актовом зале, замена облицовки стен, покрытия иолов, замена заполнения оконных проемов, на металлопластиковые.
Кроме того, как указал представитель Управления:
стены в актовом зале подверглись воздействию: оголены, проводятся работы по установке строительных лесов;
произведен демонтаж сидячих мест, производятся работы по монтажу новых кресел в виде их прикручивания к полу помещения и перегородкам помещений, что нарушает конструкции пола, сам пол вскрыт;
внутри помещения находится металлоконструкция, которая прикреплена к перекрытию, тогда как перекрытия относятся к охраняемому объекту.
Данные работы проводились ответчиками с нарушением пунктов Охранного обязательства, указанных выше, то есть без соответствующих согласований с государственным органом.
Все нарушения, установленные Управлением, зафиксированы в акте от 11.11.2015, составлена их фотофиксация.
Из фототаблицы отчетливо видно, что имеют место значительные нарушения: вскрытие пола, нарушение перегородок, вскрытие стен.
Ответчикам предписано незамедлительно (в день получения предписания) приостановить работы на объекте культурного наследия "Дворец культуры медработников "Современник", 1970. г.Ессентуки, ул.Баталинская,19. Составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.13 КоАП РФ.
Разрешая спор в части отказа в удовлетворении требований прокурора о запрете Рахманову Р.П-О. и Рахманову А.П-О. производить работы в охранной зоне объекта культурного наследия, руководствуясь положениями ст.47.6 Федерального закона N73-ФЗ, Приказом Министерства культуры СК от 18.04.2003 N42, ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.56,67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что прокурором не доказан тот факт, что ограждение возведено ответчиками в охранной зоне в пределах 20 метров от объекта, не представлены сведения - чертеж, замеры и т.п., из которых можно сделать вывод о границе охранной зоны с радиусом 20 м, постановив решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
законодательным актом, регулирующим отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст.3 Федерального закона N73-ФЗ).
Согласно п.п.3,4 ст.48 Федерального закона N73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Согласно, п.6 ст.48 Федерального закона N73-ФЗ установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц (п.1 ст.52 Федерального закона N73-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что памятник поставлен на государственный учет и охрану на основании Решения Крайисполкома от 01.10.1981 N702.
Указанный памятник на основании договора купли-продажи от 08.02.2013, заключенного с Кривко А.И., принадлежит на праве совместной долевой собственности Рахманову А.П-о. и Рахманову Р.П-о.
07.07.2014 собственники объекта культурного наследия в установленном законом порядке оформили Охранное обязательство.
Согласно п.2.11 Охранного обязательства собственники объекта культурного наследия обязаны соблюдать режим использования территории объекта, установленный в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия и земельным кодексом.
В обоснование апелляционного представления и опровержение доводов, изложенных в письменных возражениях ответчиков на него, прокурором представлены и по его ходатайству приобщены к материалам дела судом апелляционной инстанции в судебном заседании следующие документы:
заверенная копия договора аренды земельного участка N446-з от 31.07.2013, заключенного между Администрацией г.Ессентуки (арендодатель) и Рахмановым А.П.-о., Рахмановым Р.П.-о (арендатор) (далее - договор аренды от 31.07.2013);
акт осмотра объекта капитального строительства и прилегающей к нему территории от 17.03.2016, составленный старшим помощником прокурора г.Ессентуки Бахтиным В.В. и заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ессентуки Аванесовым А.А. (далее - акт осмотра от 17.03.2016) с прилагаемой к нему ситуационной схемой и фототаблицей.
Согласно договору аренды от 31.07.2013 на основании Постановления администрации г.Ессентуки N1033 от 05.06.2013 арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок площадью 7652,30 кв.м по ул.Баталинской,19 в г.Ессентуки, на котором расположен Дворец культуры и техники, сроком на 25 лет: с 05.06.2013 по 04.06.2028. Согласно п.4.5 договора стороны несут права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Из акта осмотра от 17.03.2016 следует, что:
земельный участок с кадастровым номером 26:30:010212:4, общей площадью 7652,30 кв.м, разрешенный вид использования "под Дворец культуры и техники", расположенный по адресу Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.Баталинская,19;
на указанном земельном участке расположено здание, относящееся к объектам культурного наследия регионального значения - "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки;
с тыльной стороны указанного выше здания на границе земельного участка произведены строительные работы по железобетонному замощению в виде подпорной стены, толщиной 20 см, которая находится на расстоянии 10 м 40 см от тыльной стены указанного выше здания;
вывод: строительные работы проводятся в пределах 20 метровой временной охранной зоны, установленной п.4 приказа Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 N42.
Вместе с тем, согласно информации Министерства культуры Ставропольского края приказом Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 N42 (далее - Приказ N42) установлены временные oxpaнные зоны.
Так, согласно п.4 Приказа N42 для отдельно стоящих памятников градостроительства и архитектуры, искусства, истории, утверждены в качестве временных охранных зон - территории вокруг памятников в радиусе 20 м.
Пунктом 3.2 Приказа N42 в качестве временных зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности определена территория в радиусе 100 м от временных охранных зон памятников.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Таким образом, в целях осуществления сохранности объекта культурного наследия осуществление работ в охранной зоне памятника и зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности осуществляется по согласованию с органом охраны.
Вместе с тем, собственником объекта культурного наследия проводятся работы по обустройству капитального ограждения по меже земельного участка, то есть строительные работы, которые в последующем могут стать опорной стеной возможно пристраиваемой к объекту культурного наследия частью здания.
Согласно пояснениям представителя органа охраны объектов культурного наследия Ставропольского края, указанные работы проводятся в охранной зоне памятника, что также подтверждается актом осмотра объекта, содержащимся в материалах дела.
Однако, согласно информации Министерства культуры Ставропольского края, согласования либо разрешения на проведение работ собственнику объекта культурного наследия не выдавалось, поскольку последний за таким согласованием не обращался.
Отсутствие соответствующих согласований на проведение работ с госорганом, может повлечь за собой утрату объекта культурного наследия.
Таким образом, действия Рахманова А.П.О. и Рахманова Р.П.О. по проведению несогласованных с Министерством культуры Ставропольского края строительных работ являются незаконными и подлежат пресечению в виде запрета строительных работ до получения согласования с указанным государственным органом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части отказа в признании незаконными действий ответчиков по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки - отменить и принять в отказанной части новое решение об удовлетворении данного требования.
В остальной части решение суда отмене не подлежит, поскольку остальные исковые требования прокурора, в том числе требование о запрете ответчикам и иным лицам проводить строительные работы в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки - удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 ноября 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г.Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Рахманова А. П. О. и Рахманова Р. П. О. по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки - отменить.
Постановить по делу новое решение в отмененной части, которым исковые требования прокурора г.Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать действия Рахманова А. П. О. и Рахманова Р. П. О. по проведению строительных работ в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Дворец культуры медработников "Современник", 1970 года постройки, незаконными.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Апелляционное представление удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.