Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей Свечниковой Н.Г., Бостанова Ш.А.,
при секретаре Хубиевой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2016 года апелляционную жалобу начальника УПФР по Труновскому району Ставропольского края,
на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о включении в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности при расчете пенсии по старости и взыскании задолженности,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с иском к Государственному учреждения Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края, в котором просили обязать ответчика включить в их трудовой стаж при расчете пенсии по старости период пребывания на инвалидности 2 группы; выплатить им задолженность по недоплаченной пенсии с дат назначения пенсии по 01.11.2015.
Требования мотивированы тем, что истцы являются инвалидами 2 группы, пострадавшими вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Инвалидность 2 группы им была назначена в разные периоды времени.
ФИО1 принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с 19 ноября 1987 г. по 17 января 1988 г. Впервые инвалидность 2 группы установлена с 10 сентября 1997 г., бессрочно - с 14 сентября 2007 г.
ФИО2 принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с 18 ноября 1987 г. по 16 апреля 1988 г. Впервые инвалидность 2 группы установлена с 11 марта 1998 г., бессрочно - с 14 сентября 2007 г.
С момента установления группы инвалидности им были назначены и выплачивались пенсии по инвалидности па основании Закона РФ N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Истцы также являются получателями пенсии по старости.
При определении размера пенсии по старости в общий трудовой стаж не был включен период нахождения на 2 группе инвалидности.
При обращении в Управление ПФР по Труновскому району Ставропольского края они получили отказ во включении в их общий трудовой стаж спорного периода времени нахождения на инвалидности 2 группы, что повлекло нарушение их прав.
Считают, что им не доплачивают пенсию, в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ответчик должен им выплатить задолженность недоплаченной пенсии без ограничения каким-либо сроком.
Решением Труновского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2015 года исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края - удовлетворены.
зи лу да по к ой ий
На Управление Пенсионного фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края возложена обязанность включить в трудовой стаж ФИО2 при расчете пенсии по старости период его пребывания на инвалидности 2 группы с 11.03.1998 по 31.12.2001 и выплатить ему задолженность по недоплаченной пенсии за период с даты назначения пенсии по старости по 01.11.2015, включить в трудовой стаж ФИО1 при расчете пенсии по старости период его пребывания на инвалидности 2 группы с 10.09.1997 по 31.12.2001 и выплатить ему задолженность по недоплаченной пенсии за период с даты назначения пенсии по старости по 01.11.2015.
Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права. Указывает, что правовые основания для включения в трудовой стаж истцов период нахождения на инвалидности - отсутствуют, поскольку причина инвалидности истцов не предусмотрена законодательством для включения в трудовой стаж.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суд апелляционной инстанции ФИО1, ФИО2, представитель УПФ РФ по Труновскому району Ставропольского края, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение не подлежащим изменению либо отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Как следует из материалов дела, ФИО2 в период с 18.11.1987 по 16.04.1988 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С 11.03.1998 ему установлена инвалидность второй группы, причина инвалидности: "Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС".
ФИО1 в период с 18.11.1987 по 17.01.1988 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С 10.09.1997 истцу установлена инвалидность второй группы, причина инвалидности: "Заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС".
ФИО2 и ФИО1 являются инвалидами 2 группы вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и признаны инвалидами 2 группы в связи с заболеванием, полученным ими при исполнении служебных обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, что подтверждается удостоверениями перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом NN 017448 от 14.12.2000 и N 013312 от 22.03.1999 соответственно, справками МСЭ об установлении инвалидности, военными билетами, решением Межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданам, подвергшимся радиационному воздействию N 15 от 02.10.2000 (л.д. 4, 5, 7-17).
С момента установления 2 группы инвалидности истцам назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании Федерального закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" был произведен перевод на государственную пенсию по инвалидности.
ФИО2 с 02.08.2005, а ФИО1 - с 16.02.2003 назначены трудовые пенсии по старости.
При определении размеров пенсии по старости в общий трудовой стаж истцов не был включен период их нахождения на 2 группе инвалидности.
Согласно ответам ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по Труновскому району Ставропольского края от 19.08.2015 NN 05-27/14, 05- 27/15, ФИО2 и ФИО1 получили отказ во включении в их общий трудовой стаж спорного периода нахождения на инвалидности (л.д. 20, 21).
Правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей ранее, было определено, что лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п. 1 ст. 29 базового закона утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статью 1 Федерального закона "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего закона в силу, в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно пункту 15 "Положения о проведении военных сборов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года N 333 граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими военной службы.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
К категории граждан, указанных в пункте 2 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. 2 ст. 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ и от 12.02.2001 N 5-ФЗ), инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 01.01.2002 имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 5 и 41), а после этой даты - только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого Закона.
С учетом изложенных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что пункт 2 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" приравнивает инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы к инвалидам вследствие военной травмы и наделяет их правом с 01 января 2002 года на одновременное получение двух пенсий по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
В подп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определены условия назначения трудовой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, согласно которым мужчинам такая пенсия назначается по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, в которую в том числе включается период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подп. 1 - 10, 16 - 18 п. 1 ст. 27 и подп. 1 - 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подп. 1 - 10, 16 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
В силу положений п. 3 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подп. 1 или подп. 2 п. 2 этой же статьи.
Таким образом, инвалиды вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, к категории которых относятся истцы, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставлено право на получение одной пенсии по выбору: пенсия по инвалидности на основании подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", либо пенсия по старости на основании ст. 17 этого же закона, либо трудовая пенсия по старости со снижением возраста на 10 лет на основании ст. 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что установленная истцам инвалидность не связана с производством, поскольку при установлении инвалидности установлена причина - "заболевание, связанное с исполнением обязанностей военной службы на ЧАЭС", которая не имеет признаков трудового увечья или профзаболевания, судебная коллегия находит несостоятельной в связи с нижеследующим.
Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно-правовому статусу, но не по причине определения инвалидности. Более того, из положений ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются. Согласно абз. 2 п. 2 указанной статьи на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в соответствии с пенсионным законодательством исключений в отношении порядка включения периодов пребывания на инвалидности 2 группы в общий трудовой стаж лиц, призванных на военные сборы, состоявших в указанный период в трудовых отношениях, при реализации ими права на назначение пенсии по старости.
Кроме того, согласно п.п. 9, 10 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц во внимание принимается порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу настоящего закона - 01.01.2002. Период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. Справками ВТЭК причина инвалидности истца определялась как увечье, связанное с аварией на ЧАЭС. В этой связи подлежат удовлетворению исковые требования в части включения в общий стаж периода нахождения истца на инвалидности 2 группы до 01.01.2002.
В силу требований ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку на день возникновения права на получение пенсии по старости и включения в трудовой стаж истца спорного периода все необходимые основания к этому имелись, поэтому суд обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии истцу, с даты ее назначения.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права. Указанные доводы жалобы приводились представителем ответчика в обоснование процессуальной позиции в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения в суде, были исследованы судом и обоснованно подвергнуты критической оценке, результаты которой подробно изложены в постановленном решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену постановленного решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
Решение Труновского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.