Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей: Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания: Мараховском С.С.,
с участием представителя Ивлевой Е.А. - Ивашова А.В., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю Гейко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивлевой Елены Анатольевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании права на получение Государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Ивлева Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании права на получение Государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований истец Ивлева Е.А. указала, что она проходила службу в уголовно-исполнительной системе. В декабре 2012 года на основании приказа от 19.12.2012 года N619-лс была уволена со службы по достижении предельного возраста. Выслуга по состоянию на 24.12.2012 года составляет более 10 лет в календарном исчислении. В период службы (в 2003 году) она решением жилищно-бытовой комиссией ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в качестве нуждающейся. Признание нуждающейся в улучшении жилищных условий осуществлено в установленном порядке и в соответствии с законом. В период прохождения службы и по настоящий момент она и члены ее семьи проживают на территории Исправительной колонии-2 в казарме-общежитии. Истец в установленном порядке представила все требуемые документы в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю для решения вопроса о предоставлении Государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени решения не принято. Полагает, что данное положение нарушает ее права на улучшение жилищных условий. Просила суд признать за Ивлевой Е.А. право на улучшение жилищных условий как уволенную со службы по достижении предельного возраста, общая продолжительность службы которой в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящей после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. А также, возложить обязанность на УФСИН России по Ставропольскому краю включить Ивлеву Е.А. в сводный список граждан-получателей сертификатов подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и обязать Федеральную службу исполнения наказаний России предоставить Ивлевой Е.А. жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан. установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Ивлевой Е.А. к Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представителя истца Ивлевой Е.А. - Ивашова А.В. в своей апелляционной жалобе просил его отменить, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что отказ в удовлетворении заявленного требования о включении в сводный список граждан-получателей сертификатов в 2015 году является незаконным, поскольку ответчиком указано, что лимит на 2015 года утвержден, и выделение государственных жилищных сертификатов осуществляется.
Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 февраля 2016 года при рассмотрении апелляционной жалобы представителя истца Ивлевой Е.А. - Ивашова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 сентября 2015 года установлены безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные положениями п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ - рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В связи с чем, судебная коллегия согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ вынесла определение о переходе к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Выслушав лиц, участвующих в гражданском деле, изучив материалы дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Так, доводы истца сводятся к неосуществлению должностными лицами УФСИН России по Ставропольскому краю и ФСИН России комплекса мероприятий по обеспечению ее государственным жилищным сертификатом.
Вместе с тем, как следует из положений ст.ст. 254-255, 258 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В частности, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В случае, если суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, то суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действие (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. При этом, суду надлежит выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). Вместе с тем, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, на основании приказа от 19.12.2012 года N619-лс Ивлева Е.А. была уволена со службы по достижении предельного возраста. При этом, выслуга по состоянию на 24.12.2012 года составляла 10 лет 05 месяцев 28 дней в календарном исчислении.
Ивлева Е.А. на основании п. 11.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, как проживающего в служебном помещении поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников учреждения ЯП-17\2, что подтверждается выпиской из протокола N8 заседания жилищной комиссии учреждения ЯП- 17\2 УИН Минюста России по Ставропольскому краю от 02 августа 2003 года. Так, на момент постановки на жилищный учет (02.08.2003) истец проживала по адресу: Ставропольский край, с. ***. Состав семьи 2 человека. Общая площадь *** в том числе жилая *** кв.м.
Ввиду того, что вышеуказанное жилое помещение по адресу: Ставропольский край, с. ***, в котором проживала истец с августа 2003 года, не имело статус служебного жилого помещения, на заседании жилищной комиссии учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю был рассмотрен вопрос об обоснованности постановки на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что данная квартира являлась неблагоустроенным жилым помещением (отсутствует канализация, газ), что администраций села К., жилищной комиссией учреждения решено внести изменение в протокол заседания жилищной комиссии N8 от 02.08.2003 года в части основания постановки на жилищный учет - п. 11.2 как проживающей в неблагоустроенном жилом помещении (протокол жилищной комиссии от 18.11.2014 N11).
Для рассмотрения вопроса о получении государственного жилищного сертификата учетное дело Ивлевой Е.А. было направлено в ФКУ ЦЕИЖБО ФСИН России. И, с учетом представления истцом документов, необходимых для постановки Ивлевой Е.А на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для ее участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, за последней признано право на участие в указанной подпрограмме. На основании заявления от 25.04.2014 года истец включена в список учреждения участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2015.
Судебная коллегия обращает внимание, что, оформление и выдача сертификатов гражданам-участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан-участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных правилами. Более того, органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.
Как установлено судебной коллегией в ходе рассмотрения спора по существу, не достигнув очередности, истец была включена в список учреждения участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2016.
Следовательно, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что право заявителя Ивлевой Е.А. на получение жилищного сертификата было восстановлено путем включения ее в сводные списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан. установленных федеральным законодательством" на 2015, 2016 годы, то есть в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан-участников подпрограммы, что прямо предусмотрено в пункте 29 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что мероприятия, связанные с формированием списка участников подпрограммы и предоставлением сведений о необходимом количестве сертификатов на 2015 год производились еще в 2014 году, в настоящее время истец также включена в сводный список, ввиду чего, доводы истца о невыполнении заинтересованными лицами п.п. 24 - 27 Правил являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 сентября 2015 года в виду установления безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 330 ГПК РФ - рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и принятии нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований Ивлевой Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании права за ней на улучшение жилищных условий как уволенной со службы по достижении предельного возраста, также о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (УФСИН России по Ставропольскому краю) включить Ивлеву Елену Анатольевну в сводный список граждан-получателей сертификатов подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных, федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении обязанности предоставить Ивлевой Елене Анатольевне Государственный жилищный сертификат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 14 сентября 2015 года - отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ивлевой Е.А. о признании за ней права на улучшение жилищных условий как уволенной со службы по достижении предельного возраста, общая продолжительность службы которой в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящей после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; а также о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (УФСИН России по Ставропольскому краю) включить Ивлеву Елену Анатольевну в сводный список граждан-получателей сертификатов подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных, федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении обязанности предоставить Ивлевой Елене Анатольевне жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году - отказать.
Мотивированное определение изготовлено 16 февраля 2016 года.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Президиум Ставропольского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.