Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Ситьковой О.Н.,
судей Калединой Е.Г., Турлаева В.Н.,
при секретаре Русиновой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Кулькиной О.М. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 10 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску Кулькиной Ольги Михайловны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Кулькина О.М. обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края в котором просила признать право собственности в порядке приватизации на квартиру N 25, расположенную по адресу: г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 164 А, в Литере Б1, общежитие N 1, общей площадью 34,5 кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что Кулькина О.М. с 1996 года является нанимателем спорного жилого помещения, в которое была вселена на основании договора найма, зарегистрирована и проживает в нем постоянно, других помещений для проживания не имеет, оплату найма жилья и коммунальных услуг производит постоянно и своевременно, задолженности по оплате не имеет.
Общежитие N3 по адресу ул.Октябрьская 164А находится на балансе политехнического колледжа, состоит на кадастровом учета как многоквартирный жилой дом, студенты и учащиеся в нем не проживают, поскольку ранее общежитие являлось семейным и было заселено с 1990 года работниками образования. В ЕГРП на указанное имущество отсутствуют сведения о регистрации права собственности и права оперативного управления. Решение о включение здания общежития в состав специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке не принималось. Незаконными бездействиями ответчика и третьих лиц по оформлению и регистрации права собственности на общежитие нарушается конституционное право истца на приватизацию занимаемого на условиях соцнайма жилья в жилом доме, утратившем статус общежития.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Кулькина О.М. просила решение суда отменить по основаниям неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, неверной оценки доказательств, подтверждающих право на приватизацию квартиры.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства имущественных отношений СК Воронина Л.М. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель третьего лица ГОУ СПО "Ставропольский государственный политехнический колледж" Жихарева О.В. поддержала доводы возражений на жалобу, просила оставить решение суда без изменения.
Стороны и их представители, представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, на основании ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, выслушав представителя третьего лица, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно жалобы, с оценкой имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, и не оспорено сторонами согласно договору найма жилого помещения в общежитии от 15.08.1996 ГБОУ СПО "Ставропольский государственный политехнический колледж" передало нанимателю Кулькиной О.М., во владение и пользование за плату специализированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Ставропольского края, состоящее из квартиры из 2 комнат, общей площадью 34,5 кв.м., расположенной в общежитии N 3, по ул. Октябрьской, 180, в г. Ставрополе, N 25, для временного проживания в нем. В последствии адрес изменен на ул.Октябрьская,164А на основании постановления администрации г.Ставрополя от 21.10.2013 N 3560.
Предоставленное истцу жилое помещение расположено в здании общежития N 3, которое внесено в реестр государственного имущества Ставропольского края в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.08.2003 N 1157-р, постановлением Правительства Ставропольского края от 26.12.1998 года N 228-п "Об организации учета и ведения реестра государственного имущества Ставропольского края" и находится на праве оперативного управления на балансе третьего лица ГБОУ СПО "Ставропольский государственный политехнический колледж".
Из справки ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров СК" от 30.06.2014 года N 1476 следует, что спорное помещение поставлено на технический учет, право собственности не оформлено, зафиксирована самовольная перепланировка. На помещение имеется кадастровый паспорт от 02.07.2014 года.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм закона и противоречащие материалам дела.
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту Закон о приватизации) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.
Такие ограничения установлены ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ст.102 названного Закона государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
Аналогичный запрет на приватизацию указанных объектов существовал в период действия п.13 ст.39 Закона РФ "Об образовании", а также предусмотрен статьей 4 Закона о приватизации, согласно которой жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (далее по тексту - Закон о приватизации) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В соответствии изменениями и дополнениями, внесенными в указанную статью Законом РФ от 23.12.1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", статья 18 изложена в следующей редакции:
"При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, равно как и запрет приватизации общежитий, принадлежащих государственным и муниципальным образовательным организациям, установленный статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 102 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права граждан (постановления от 03.11.1998 N 25-П и от 15.06.2006 N 6-П, определения от 02.11.2000 N 220-О и от 25.11.2010 N 1510-О-О).
Действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Однако, таких обстоятельств по настоящему делу не имеется.
Согласно решению исполкома Ставропольского городского Совета депутатов трудящихся N 984 от 12.12.1969 в связи с окончанием строительства 5-ти этажного здания общежития на 286 мест краевого управления "Ставропольремстрой" по ул.Октябрьской, 180, исполком горсовета трудящихся решилутвердить акт государственной комиссии о технической приемке и вводе в эксплуатацию указанного 5-ти этажного здания общежития.
Постановлением главы администрации г.Ставрополя N 2199 от 04.10.1994 года земельный участок по ул. Октябрьской, 164 А г.Ставрополя площадью 6,0 га закреплен за строительным учебно-производственным комплексом ПТУ-1 г. Ставрополя в долгосрочную аренду сроком на 50 лет по фактическому пользованию в границах, согласно прилагаемому чертежу.
Суду первой инстанции предоставлены акт об отводе границ участка в натуре от 23.10.1994 года, схема отвода участка, договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 16.11.1994 года, а также паспорт объекта, изготовленный проектно-производственным архитектурно-планировочным бюро, составленные и изготовленные во исполнение постановления главы администрации г.Ставрополя N 444-п от 15.11.1994 года.
Таким образом, права на земельный участок по ул.Октябрьской, 164 А г.Ставрополя площадью 6,0 га возникли у строительного учебно-производственного комплекса ПТУ-1 г.Ставрополя по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ.
Государственное образовательное учреждение "Профессиональное училище N 1 города Ставрополя" (федерального уровня собственности) учреждено распоряжением N 692 от 29.12.1995 года Комитета по управлению имуществом администрации Ставропольского края Территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации.
В соответствии с договором от 27.12.1995 за государственным образовательным учреждением Профессиональным училищем N 1 города Ставрополя закреплено на праве оперативного управления государственное имущество, относящееся к федеральной собственности, состоящее из основных и оборотных средств бывшего строительного учебно-производственного комплекса ПТУ-1 г. Ставрополя, в том числе здания всех трех общежитий по адресу: ул. Октябрьская, 164 а (180).
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1157-р от 16.08.2003 государственные образовательные учреждения, находящиеся в ведении Минобразования России, переданы в ведение Ставропольского края.
В перечне передаваемых учреждений, указанных в приложении N 1 к данному распоряжению, под номером 1 числится государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1", г. Ставрополь, ул.Октябрьская, д. 164 а.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации N 1157-р от 16.08.2003 Министерством имущественных отношений Российской Федерации издано распоряжение N 3768-р от 25.08.2003 о передаче государственных образовательных учреждений в государственную собственность Ставропольского края, в перечне которых согласно приложению последнего распоряжения указано государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1", г.Ставрополь, ул.Октябрьская, 164 А (пункт 1 перечня).
Суду апелляционной инстанции также предоставлена копия свидетельства о внесении в реестр государственного имущества Ставропольского края сведений об имуществе государственной (краевой) собственности, закрепленного на праве оперативного управления, выданного государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж" г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 164 А.
В настоящее время здание общежития (литер А1), здание общежития (литер В), здание общежития (литер Б1), расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 164 А, значатся в реестре государственного имущества Ставропольского края, находящегося на праве оперативного управления на балансе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж", что отражено в выписке из реестра государственного имущества Ставропольского края N 1727/04 от 21.03.2014 года.
Из анализа вышеприведенных документов следует, что здание общежития колледжа, возведенное как специализированное жилье и находящееся в оперативном управлении государственного образовательного учреждения наряду с другими основными и оборотными средствами, после вступления в действие Жилищного кодекса РФ и передаче в собственность субъекта РФ не утратило своего статуса специализированного жилья.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ставропольский государственный политехнический колледж" по-прежнему осуществляет образовательную деятельность, является балансодержателем общежития N 3 (литер Б1).
Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для приватизации спорного жилого помещения в связи с недоказанностью изменения в установленном законом порядке формы собственности и специализированного статуса жилья.
Доводы жалобы истца о вселении в жилое помещение в общежитии в установленном законом порядке с заключением договора найма, оплате коммунальных услуг как по договору социального найма, осуществлении перепланировки помещения, получении кадастровой и технической документации на квартиру и на дом, не имеют правового значения, поскольку, исходя из положений ч.2 ст.92 ЖК РФ принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного органа и (или) органа местного самоуправления об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении, принятого в пределах их компетенции, в установленном законом порядке, с соблюдением процедуры принятия такого решения.
Участники процесса не отрицали факта возникновения правоотношений, основанных на договоре найма специализированного жилого помещения в общежитии, находящемся в государственной собственности и переданном на праве оперативного управления образовательному учреждению.
Допустимых доказательств принятия уполномоченным лицом решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения, в том числе с учетом изменения его характеристик, на условиях социального найма в деле не имеется.
Согласно ч.2 ст.2 Закона Ставропольского края от 05.07.2007 N 28-кз "О специализированном жилищном фонде Ставропольского края", основанного на нормах ЖК РФ, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решения уполномоченного в установленном порядке органа исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Положений, позволяющих в отсутствие решения органа, управляющего государственным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда признать за гражданином право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Представленные в материалы гражданского дела технический и кадастровый паспорта на спорную квартиру, на многоквартирный жилой дом N 164 А по ул.Октябрьской г.Ставрополя не являются доказательством изменения правового статуса спорного объекта.
В силу прямого указания закона (ст.7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") нормы ЖК РФ о договоре социального найма применяются к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях.
Как установлено судом, спорное жилое помещение находилось и находится в государственной собственности, на праве оперативного управления одного и того же образовательного учреждения и в ведение органа местного самоуправления не передавалось, в связи с чем, оснований для применения данной нормы закона у суда не имеется.
Отсутствие зарегистрированного права краевой собственности и права оперативного управления не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку не опровергает факт возникновения права государственной собственности на общежитие и не изменяет его специализированного статуса.
Остальные доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12,56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.