Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе Л.Я.Ф. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 05 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Л.Я.Ф. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 05 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Л.Я.Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Ставропольскому краю об обязании произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Я.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю об обязании произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка.
В обоснование иска административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - предприятия, магазины, магазины-склады мелкооптовой торговли.
12 декабря 2014 года Л.Я.Ф. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. Заявление Комиссией возвращено заявителю в связи с отсутствием кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
12 февраля 2015 года Л.Я.Ф. вновь обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. 03 марта 2015 года по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку отчет о рыночной стоимости земельного участка подготовлен не на ту дату.
13 июля 2015 года Л.Я.Ф. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю со всеми необходимыми документами, предусмотренными Законом.
По результатам рассмотрения данного заявления 22 июля 2015 года комиссия приняла решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
06 августа 2015 года Л.Я.Ф. обратился в МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю с заявлением об определении налоговой базы в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка за налоговый период 2014 года в размере, установленном комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
28 августа 2015 года получил ответ из МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю, из которого следует, что в перерасчете земельного налога за 2014 год отказано в связи с тем, что его заявление рассмотрено в 2015 году.
С указанным ответом МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю, Л.Я.Ф. не согласен. Полагает, что предусмотренный Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" период, в котором возможно оспорить результаты кадастровой оценки, им не пропущен. Поскольку Л.Я.Ф. обратился в комиссию в 2014 году, тот факт, что комиссия получила и рассмотрела указанное заявление в 2015 году, не может являться основанием для отказа в определении налоговой базы за 2014 год, поскольку им приняты все меры по защите своих прав в 2014 году.
Просил суд обязать МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., за налоговый период 2014 года в размере, установленном Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 05 ноября 2015 года в удовлетворении требований Л.Я.Ф. отказано.
Не согласившись с решением суда, Л.Я.Ф. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, истолковал закон без учета правовой позиции, содержащейся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Л.Я.Ф., представитель Л.Я.Ф. - К.Е.Н., надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю Н.О.А., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Свидетельству о государственной регистрации права " ... " от 22 августа 2013 года Л.Я.Ф. является собственником земельного участка, площадью " ... " кв.м, с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
Учитывая положения ст. 388, 389 НК РФ, Л.Я.Ф. является налогоплательщиком земельного налога на принадлежащий ему земельный участок.
В конце 2014 года Л.Я.Ф. узнал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" составляет " ... " рублей.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, Л.Я.Ф. 12 декабря 2014 года направил в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной стоимости по состоянию на 04 апреля 2013 года в размере " ... " рубль. Согласно Отслеживанию почтовых отправлений, указанное заявление вручено адресату 15 января 2015 года.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости выявлено, что к указанному заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, в связи с чем, заявление не принято к рассмотрению и возвращено с приложенным документами (Письмо Комиссии N " ... " от 22 января 2015 года).
Исправив указанные недостатки, 10 февраля 2015 года Л.Я.Ф. направил в Комиссию по рассмотрению споров повторное заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с аналогичными требованиями.
Из Решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю N " ... " от 06 марта 2015 года усматривается, что указанное заявление Комиссией получено 16 февраля 2015 года.
Решением отклонено заявление Л.Я.Ф. в связи с тем, что отчет о рыночной стоимости земельного участка подготовлен по состоянию на 04 апреля 2013 года, а кадастровая стоимость установлена на 06 августа 2013 года, что противоречит требованиям ст. 24.18 Федерального закона закон от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой рыночная стоимость должна быть установлена на дату установления кадастровой стоимости объекта недвижимости.
13 июля 2015 года Л.Я.Ф. снова обратился вновь в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в котором просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 августа 2013 года в размере " ... " рублей.
Указанное заявление получено Комиссией 13 июля 2015 года, что усматривается из Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю N " ... " от 24 июля 2015 года. Указанным Решением Комиссии определена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
06 августа 2015 года Л.Я.Ф. обратился в МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю с заявлением об определении налоговой базы в отношении спорного земельного участка за налоговый период 2014 года в размере, установленном Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
28 августа 2015 года Л.Я.Ф. получил ответ N " ... " из МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю, из которого следует, что решением Комиссии внесены изменения в кадастровую стоимость его земельного участка. Налоговая база за налоговый период 2014 год правомерно определена в соответствии со сведениями органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
П. 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Отсюда следует, что допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ, а также вышеуказанной нормы Федерального закон N 135-Ф3 от 29 июля 1998 года, следует, что установленное решением органа исполнительной власти или вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта или решения органа исполнительной власти.
Если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Данный вывод подтверждается письмом Федеральной налоговой службы России от 19 июля 2013 года N БС-4-11/13149 "О земельном налоге" (вместе с письмом Минфина России от 16 июля 2013 года N 03-05-04-02/27809).
Согласно ст. 391 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
П. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" предусмотрено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно представленной в суд кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02 октября 2015 года, Выписки по сведениям ФГУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю по состоянию на 02 ноября 2015 года кадастровая стоимость земельного участка Л.Я.Ф. в размере " ... " рублей утверждена 24 июля 2015 года, внесена в государственный кадастр недвижимости 30 июля 2015 года и подлежит применению с 01 января 2016 года.
Таким образом, определение налоговой базы в отношении земельного участка Л.Я.Ф. с кадастровой стоимостью " ... " рублей подлежит применению на налоговый период с 01 января 2016 года.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что расчет налоговой базы в отношении земельного участка Л.Я.Ф. произведен верно и в соответствии с установленной на налоговый период - 2014 год кадастровой стоимостью данного земельного участка, равной " ... " рублей.
Тот факт, что Л.Я.Ф. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в 2014 году, не являются основанием считать, что он своевременно принял меры для защиты своих прав, поскольку поданное им заявление не было принято к рассмотрению и возвращено с приложенными к нему документами в связи с не предоставлением документов, указанных в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поданное Л.Я.Ф. в 2014 году заявление не имеет никакой юридической силы по отношению к установлению кадастровой стоимости земельного участка, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в размере " ... " рублей определена Решением Комиссии от 24 июля 2015 года N " ... " по его заявлению, поступившему 13 июля 2015 года, а не по заявлению, поданному в 2014 году.
Согласно абз. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абз. 10 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Доводы Л.Я.Ф. о том, что им не пропущен срок подачи заявления не могут расцениваться, как доказательства, обосновывающие его требования, поскольку ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 определена дата, с которой применяется новая кадастровая стоимость объекта недвижимости - 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Межрайонной ИФНС России N10 по Ставропольскому краю в перерасчете налоговой базы в отношении земельного участка, принадлежащего Л.Я.Ф., является правомерным, в связи с чем, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.