Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В.,
судей Брянского В.Ю., Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе представителя Г.К.И. - Е.М.А. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 декабря 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Г.К.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Межмуниципальный отдел по городу Ессентуки и Предгорному району) о признании отказа в государственной регистрации незаконным и возложении обязанности внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Межмуниципальный отдел по городу Ессентуки и Предгорному району) о признании отказа в государственной регистрации незаконным и возложении обязанности внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав.
В обоснование иска административный истец указал, что 08 октября 2015 года Межмуниципальный отдел по городу Ессентуки и Предгорному району Управления Росреестра по Ставропольскому краю отказал в государственной регистрации права общей долевой собственности на основании договора купли-продажи от 13 июля 2015 года N " ... " на объект недвижимости - земельный участок, площадью " ... " кв.м., кадастровый номер " ... ", расположенный по адресу: " ... " Административный ответчик посчитал, что указанный земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте и не подлежит предоставлению в частную собственность в соответствии с правилами, установленными ст. 27 ЗК РФ.
Полагает, что данное решение об отказе является незаконным, поскольку на основании аналогичного договора купли-продажи от " ... " зарегистрированного " ... ", номер регистрации " ... ", Управление Росреестра по Ставропольскому краю ранее внесло запись регистрации права долевой собственности на " ... " долю в праве на спорный объект недвижимости за Г.К.И.
Согласно п. 3.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от " ... " N " ... " ограничения указанного земельного участка не установлены. В своем сообщении об отказе в государственной регистрации от 08 октября 2015 года N " ... " Управление Росреестра по Ставропольскому краю не приводит фактических доводов о том, что данный договор незаконен либо ничтожен по основаниям предоставления. Соответственно, данный договор не является незаконным и недействительным, где переход права долевой собственности не подлежит государственной регистрации.
Просил суд признать незаконным и отменить Сообщение об отказе в государственной регистрации от 08 октября 2015 года N " ... " Межмуниципального отдела по городу Ессентуки и Предгорному району Управления Росрестра по Ставропольскому краю, обязать Межмуниципальный отдел по городу Ессентуки и Предгорному району Управления Росреестра провести государственную регистрацию права долевой собственности в " ... " доле за Г.К.И. на основании договора купли- продажи от " ... " N " ... ", на объект недвижимости - земельный участок, площадью " ... " кв.м., кадастровый номер " ... ", расположенный по адресу: " ... ".
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 декабря 2015 года в удовлетворении требований Г.К.И. отказано.
Не согласившись с решением суда, Г.К.И. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального законодательства. Выводы суда не соответствуют действительности и фактическим обстоятельствам дела. Судом недостаточно полно, объективно и обоснованно исследованы все обстоятельства дела.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Г.К.И., представители Межмуниципального отдела по городу Ессентуки и Предгорному району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Г.К.И. - Е.М.А., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю М.О.А., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права " ... " от 19 декабря 2006 года, зарегистрировано право собственности Г.К.И. на " ... " долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ".
13 июля 2015 года между Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки и Г.К.И. заключён договор купли-продажи " ... " доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ".
Как следует из копии регистрационного дела, 25 августа 2015 года Г.К.И. обратился в Межмуниципальный отдел по городу Ессентуки и Предгорному району Управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту от 18 июня 2015 года N " ... " 27 августа 2002 года в государственный кадастр недвижимости внесен кадастровый номер земельного участка " ... ", разрешенное использование - под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек. Категория земель - земли населенных пунктов, месторасположение: " ... ", площадь " ... " кв.м. Объект имеет статус " ... ".
08 октября 2015 года Г.К.И. отказано в государственной регистрации за ним права долевой собственности в " ... " доле на объект недвижимости - земельный участок, площадью " ... " кв.м., кадастровый номер: " ... ", расположенный по адресу: " ... ", поскольку указанный земельный участок находится в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, в границах курорта федерального значения города Ессентуки, поэтому в соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в частную собственность.
Ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года установлено, что Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
П.п. 3,4 ст. 94 ЗК РФ, п. 2 ст, 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" предусматривают, что земли курортов отнесены к особо охраняемым природным территориям, полномочиями по определению их границ и режимов наделено Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
В п. п. 2, 3 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ (п. 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Указом Президента РФ от 27 марта 1992 года N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ от 06 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ Кавказских Минеральных Вод, в состав которого вошел город-курорт Ессентуки, а также установлено, что Кавказские Минеральные Воды являются федеральным курортом.
Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 года N 14 в соответствии с ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" город Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Земельные участки в пределах курортов, являющихся особо охраняемыми природными территориями, не подлежат передаче в частную собственность в силу закона.
Кроме того, запрет на предоставление в собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Аналогичный запрет содержит и ст. 58 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Частью 3 ст. 10 ФЗ от 28 декабря 2013 N 406-ФЗ регламентировано, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указанным законом не внесены изменения в ст.ст. 15, 27 ЗК РФ, не признаны утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 1992 года N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - кавказских Минеральных Водах", от 17 января 2006 года N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах", Постановление Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 года N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Доводы представителя административного истца о том, что ранее Управление Росреестра по Ставропольскому краю на основании аналогичного договора купли-продажи от " ... " внесло запись регистрации права долевой собственности на " ... " долю в праве на земельный участок за Г.К.И. верно признаны судом первой инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности в " ... " доле за Г.К.И. на основании договора купли-продажи от 13 июля 2015 года N " ... ".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в государственной регистрации права собственности истца на " ... " долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью " ... " кв.м., кадастровый номер " ... ", расположенный по адресу: " ... ", соответствует требованиям закона, поэтому административное исковое заявление Г.К.И. удовлетворению не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.