Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
с участием представителя административных истцов Марковского Ф.П. и Дробина А.Д. по доверенности Павленко Р.В.,
представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Березуевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марковского ФИО8, Дробина ФИО9 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Марковский Ф.П. и Дробин А.Д. обратились в Ставропольский краевой суд с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц было зарегистрировано ООО "Специализированное монтажное предприятие", единственным учредителем и директором которого является Марковский ФИО10. ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц было зарегистрировано ООО "Промжилмонтаж", единственным учредителем и директором которого является Дробин ФИО11.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N место нахождения данных юридических лиц определено: г Ставрополь, ул.Индустриальная 10 корпус 2. ДД.ММ.ГГГГ года между истцами и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ г. Ставрополя) был заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:010402:46, расположенный по адресу: г.Ставрополь, ул. Индустриальная, 10/2 в квартале 551 общей площадью 2 665 кв.м., по 1 332,5 кв.м. каждому арендатору.
Согласно кадастровому паспорту вышеуказанного земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости выдана 26.09.2012 года) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:12:010402:46 составляла 9 385 064 рублей, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под монтажными мастерскими". Арендная плата за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 г.г. составила по 24 001,16 рублей для каждого истца. Собственниками монтажных мастерских, расположенных на данном земельном участке являются Марковский Ф.П. и Дробин A.M..
12 марта 2014 года КУМИ по г. Ставрополю предоставило арендаторам новый расчет арендной платы за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 г.г. в размере 227 619 рублей для каждого из арендаторов. Специалистами КУМИ были даны устные разъяснения арендаторам о причине значительного увеличения размера арендной платы в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись в данным расчетом, арендатор Марковский Ф.П. 21 марта 2014 года обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю о предоставлении ему кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46. По запросу Марковского Ф.П. ему были предоставлены две справки от 21 марта 2013 года. В одной из них указано, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 999 481,6 рублей, документом, на основании которого внесены сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости указан Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" от 25.12.2012 г. N 203-П. Во второй кадастровой справке указано, что кадастровая стоимость по состоянию на 21 марта 2014 года составляет 31 613 749, 05 рублей, документом, на основании которого внесены сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости указан "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 13.02.2014 г. филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю.
За дачей разъяснений Марковский Ф.П. вновь обратился 01 апреля 2014 года в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, в результате чего специалистам Росреестра даны поручения провести анализ экономических характеристик и при выявлении ошибки привести сведения в соответствие.
28 апреля 2014 арендаторами вновь был получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46, где кадастровая стоимость земельного участка уже составила 7 895 435,6 рублей.
На основании данных сведений КУМИ г. Ставрополя произвел перерасчет арендной платы на 2014 год, однако размер арендной платы за период с 01.01.2014 г. по 21.04.2014 г. был рассчитан исходя из стоимости земельного участка в 31 613 749, 05 рублей и составляет 69 221,12 рублей для каждого арендатора.
08 июля 2014 года арендаторы вновь обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю с просьбой исправить техническую ошибку, совершенную его специалистами, и внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46.
29 июля 2014 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю одному из арендаторов земельного участка Марковскому Ф.П. был дан ответ N, согласно которому при актуализации базы данных ГКН с 13.02.2014 г. в ГКН введены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46, которая составила 31 613 749, 05 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 11 862,57 рублей за кв.м. Сведения об экономических характеристиках были приведены в соответствии с установленным видом разрешённого использования земельного участка и отнесены к пятой группе видов функционального использования земель "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в соответствии с приложением к Приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского каря от 25.12.2012 г. N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае". При этом специалистами ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю только на основании обращения арендатора Марковского Ф.П. было выявлено следующее: согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30.06.2010 г. ООО "Специализированное монтажное предприятие" имеет код 45.33, т.е. вид деятельности "производство санитарно-технических работ, что, по мнению специалиста, можно отнести к группе использования "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". В связи с чем в ГКН вновь внесены изменения относительно кадастровой стоимости земельного участка, поскольку сведения об экономических характеристиках были приведены в соответствие с установленным видом разрешенного использования земельного участка и отнесены к девятой группе видов функционального использования земель "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" на основании того же приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 г. N 203. При этом кадастровая стоимость земельного участка ставила 7 895 435,6 рублей. Более того, в этом же ответе арендатору сообщается о том, что кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка от 21.03.2014 г., выданная по запросу о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости от 19.03.2014 г. N заявителю Марковскому Ф.П. содержит актуальные сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46 по состоянию на 01.01.2014 г. Данная справка содержит сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 999 481,6 рублей.
На основании полученных разъяснений из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю арендаторы вновь обратились в КУМИ г.Ставрополя для перерасчета арендной платы с 01.01.2014 г. по 21.04.2014 г. по договору аренды земельного участка от 18 октября 2012 года N. Данное обращение принято КУМИ г. Ставрополя 09 сентября 2014 года.
09 октября 2014 года арендатору Марковскому Ф.П. был дан ответ, согласно которому перерасчет арендной платы будет произведён КУМИ г.Ставрополя после получения дополнительных сведений из филиала ФГБУ ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю.
27 ноября 2014 года КУМИ г. Ставрополя вновь направило арендатору Марковскому Ф.П. информацию о том, что в ответном письме из филиала ФГБУ ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю разъяснено, что ошибки при определении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка не выявлено.
Поскольку истцы не согласны с расчетом арендной платы на период с 01 января по 21 апреля 2014 года, то за ними числится задолженность арендной платы в размере 67 298 рублей для каждого арендатора. Кроме того, КУМИ г. Ставрополя в связи с образовавшимся долгом начислена пеня в размере 4 041 рублей 13 коп.
Истцам непонятно, по какой причине этот же земельный участок на период с 01 января 2014 г. по 21 апреля 2014 г. органом кадастрового учета был отнесен к пятой группе видов функционального использования земель "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Считают, что в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена ошибка в части определения группы вида разрешенного использования земельного участка, которая привела к начислению арендной платы в большем размере, что нарушает права и законные интересы административных истцов.
Просят суд, признать кадастровой ошибкой применение в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46, расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул. Индустриальная, 10/2 в квартале 551 пятой оценочной группы видов разрешенного использования земельных участков с указанием удельного показателя кадастровой стоимости 11 862,57 рублей за кв.м. и кадастровой стоимостью земельного участка в размере 31 613 749,05 рублей, воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости из списка определения кадастровой стоимости земельных участков.
Установить для земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 1У2 в квартале 551, девятую оценочную группу видов разрешенного использования земельных участков, кадастровую стоимость земельного участка в размере 7 895 465,6 рублей для целей определения размера арендной платы по договору аренды земельного участка, за период с 01 января 2014 года по 21 апреля 2014 года.
В судебном заседании представитель административных истцов Павленко Р.В., поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по СК Березуева А.С., полагала, что истцами пропущен срок обращения в суд, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административных истцов Марковского Ф.П. и Дробина А.Д., представивших заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
В силу п. 8 вышеуказанного постановления, согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
Кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010402:46 в размере 31613749,05 рублей установлена на период с 01.01.2014 по 21.04.2014 года.
О нарушении своего права Марковский Ф.П. и Дробин А.Д. узнали, как следует из искового заявления, 12 марта 2014 года после предоставления КУМИ по г. Ставрополю нового расчета арендной платы за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 года в размере 227619 рублей для каждого из арендаторов. С настоящим иском административные истцы обратились только 31 марта 2016 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящее время на территории Ставропольского края проведена очередная государственная кадастровая оценка земель и в государственный кадастр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, в том числе, как следует из кадастровых справок, и в отношении спорного участка, суд считает, что Марковский Ф.П. и Дробин А.Д. пропустили срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Также суд считает необходимым указать, что государственная кадастровая оценка земли носит массовый характер; правообладатель земельного участка, считая, что принадлежащий ему земельный участок относится к иному виду разрешенного использования, имеет возможность в установленном порядке обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования с последующим внесением сведений об измененном виде разрешенного использования земельного участка в Государственный кадастр недвижимости, а в случае отказа - оспорить соответствующее решение. Таких действий заявителями своевременно произведено не было.
В настоящее время заявителями оспариваются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в период с 01 января 2014 г. до 22 апреля 2014 г., которые не являются актуальными на данный момент.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Однако приведенные выше положения статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности", как и положения статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", не предусматривают возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе посредством использования механизма исправления кадастровой ошибки.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, то есть кадастровой ошибки в сведениях, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Проанализировав в системном единстве положения пунктов 1, 2 части 1, части 4 приведенной выше нормы, суд приходит к заключению о том, что исправление кадастровой ошибки, повлиявшей на размер кадастровой стоимости объекта недвижимости (внесение в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений и исключение недостоверных сведений), возможно при условии, что оспариваемые сведения содержатся в кадастре и являются действующими.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ч. 5 ст. 138, ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Марковского ФИО12, Дробина ФИО13 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" о признании кадастровой ошибкой применение в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46, расположенного по адресу г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 10/2 в квартале 551 пятой оценочной группы видов разрешенного использования земельных участков с указанием удельного показателя кадастровой стоимости 11862,57 рублей за кв.м. и кадастровой стоимостью земельного участка в размере 31613749, 05 рублей, воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости из списка определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении для земельного участка с кадастровым номером 26:12:010402:46, расположенного по адресу г. Ставрополь, ул. Индустриальная, 10/2 в квартале 551, девятой оценочной группы видов разрешенного использования земельных участков, кадастровую стоимость земельного участка в размере 7895465, 06рублей для целей определения размера арендной платы по договору аренды земельного участка за период с 01 января 2014 года по 21 апреля 2014 года, отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.