Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
с участием: представителя административного истца Роевой А.В. по доверенности Литвинко Е.В.,
представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю по доверенности Юхновой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Роевой ФИО9 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
УСТАНОВИЛ:
Роева А.В. обратилась в суд с административным иском
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325, площадью 10300 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, 2 б, равной его рыночной стоимости в размере 4900 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 13.12.2012 г. между "Арендодателем" Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и Роевой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения "Арендатором" был заключен договор N аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ договор N аренды земельного участка был зарегистрирован в "Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю", о чем произведена запись регистрации за N.
По условиям договора N аренды земельного участка от 13.12.2012г. "Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель: Земли населенных пунктов с кадастровым номером 26:29:160208:325, находящийся по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п.Подкумок, ул.Железнодорожная дом 2 б, разрешенное использование: для размещения зоны отдыха, в границах указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой(Ом) к Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 10300 кв.м. (1,03 га).
Неотъемлемой частью договора N аренды земельного участка от 13.12.2012г является приложении N к договору аренды от 13.12.2012г N Расчет арендной платы, где в пункте 5 указана кадастровая стоимость земельного участка 372757рублей. В кадастром паспорте земельного участка от 06.07.2011г N выданном Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю отделом по Предгорному району в графе 12 указана "кадастровая стоимость (руб): 327757".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка 01.01.2015г N, расчетная кадастровая стоимость земельного участка составляла 12 424 993 руб. 00 коп.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 15 сентября 2015г., руб: 12 424 993.
Собственником земельного участка "Арендодателем" является Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, которое является плательщиком земельного налога. В соответствии со ст.390 НК РФ, для земельного налога, налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка. В п.5.3. раздела 5 Размер и условия внесения арендной платы договора N аренды земельного участка от 13.12.2012г. указано "размер арендной платы пересматривается: при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации", при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не реже одного раза в пять лет (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка), и в иных случаях и при изменении нормативно правовых актов РФ.
В связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, увеличилась и величина арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 26:29:160208:325, что напрямую затрагивает ее права и обязанности как "Арендатора" указанного выше земельного участка.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка Роева А.В. обратилась к независимому оценщику ЗАО " "данные изъяты"" для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325.
По итогам независимой оценки на основании отчета N N от 21.09.2015.г., рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 26:29:160208:325, по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 4900 00 (четыре миллиона девятьсот тысячи) рублей.
По итогам проведенной экспертизы ООО " "данные изъяты"", N от 26.10.2015 г. - объект экспертизы - отчет N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ.г., соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской федерации" N 135 ФЗ от 29 июля 1998 г.; федеральным стандартам оценки; ССО-РОО 2010; заданию на оценку. Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки, признанны обоснованными.
Считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка являются недостоверными и нарушают её права как плательщика арендной платы, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в разы превышает его рыночную стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Роевой А.В. по доверенности Литвиненко Е.В. поддержала заявленные требования, но с учетом экспертного заключения просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325 в размере его рыночной стоимости равной 5232235, 20 рублей по состоянию на 01.01.2012 года.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Юхнова Ю.С. пояснила, что никаких замечаний, претензий к достоверности судебной экспертизы у них не имеется, в связи, с чем просила вынести законное и обоснованное решение.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание административного истца Роевой А.В., представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года N382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района и Роевой А.В. последняя является владельцем земельного участка, с кадастровым номером 26:29:160208:325, площадью 10300 кв.м., разрешенное использование: для размещение зоны отдыха, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, 2 б.
Договором аренды земли определен размер арендной платы, при расчете которого применяются размеры ставок арендной платы за землю, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства Ставропольского края N 64-П от 16.04.2008 года размер арендной платы устанавливается в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325, утверждена в размере 12424 993 рубля, 23.02.2013 г. кадастровая стоимость внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 18.09.2015 года.
Согласно отчету N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного по заказу административного истца оценщиком ЗАО "Диалог Центр"., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325, по состоянию на 01.01.2012 года составляет 4900 000 (четыре миллиона девятьсот тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.
По заключению судебной экспертизы N-Э от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325, площадью 10300 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, 2 б, по состоянию на 01.01.2012 года составляет 5232 235,20 рублей.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N-Э от ДД.ММ.ГГГГ выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в размере 5232 235,20 рублей.
При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325 равной его рыночной стоимость по состоянию на 01.01.2012 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
требования Роевой ФИО11 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325, площадью 10300 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, 2 б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере 5232235 (Пять миллионов двести тридцать две тысячи двести тридцать пять) рублей 20 копеек.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поступил в суд 18.11.2015 года.
Кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:160208:325, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.