Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Порохового С.П., Аноприенко К.В.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела 4 мая 2016 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" к Онохову В. В. о взыскании долга по оплате коммунальных услуг, по апелляционной жалобе Онохова В.В. на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 4 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., судебная коллегия
установила:
АО "Теплоэнергосервис" обратилось в суд с названным иском к Онохову В.В. В обоснование требований указано, что с 1 сентября 2011 года истец осуществляет поставку коммунальной услуги теплоснабжения в жилое помещение "адрес". Собственником указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи от 12 июля 1995 года является Онохов В.В., который в нарушение статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации не исполняет обязанность по оплате данной услуги. За период с 1 ноября 2012 года по 15 июня 2015 года образовалась задолженность по оплате теплоснабжения в сумме "данные изъяты", на взыскании которой с ответчика настаивает истец.
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 4 февраля 2016 года с Онохова В.В. в пользу АО "Теплоэнергосервис" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме "данные изъяты", расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты", на получение справок "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Онохов В.В. указывает на неправильное применение судом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям. Настаивает на том, что к нему не перешло право собственности на квартиру от ФИО1 по договору купли-продажи от 12 июля 1995 года, поскольку такой договор не прошел государственную регистрацию в органах исполнительной власти и БТИ. Поскольку он не является собственником квартиры, суд необоснованно возложил на него обязанность по плате коммунальных платежей, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В письменных возражениях АО "Теплоэнергосервис" указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменений.
Изучив имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
АО "Теплоэнергосервис" настаивает на том, что Онохов В.В. является собственником жилого помещения "адрес", следовательно, на него должна быть возложена обязанность по оплате задолженности теплоснабжения указанного помещения с 1 ноября 2012 года по 15 июня 2015 года в сумме "данные изъяты".
В обоснование доводов иска АО "Теплоэнергосервис" представлены копия договора купли-продажи от 12 июля 1995 года, по которому ФИО1 продала Онохову В.В. за "данные изъяты" квартиру "адрес".
Также суду представлена копия решения Центрального районного суда города Хабаровска от 19 июня 2015 года об отказе АО "Теплоэнергосервис" во взыскании с ФИО1 задолженности по оплате за отопление указанного жилого помещения. Решение суда обосновано тем, что ФИО1 продала Онохову В.В. квартиру по договору купли-продажи от 12 июля 1995 года, поэтому не может являться должником по предъявленному иску.
В возражениях на предъявленный к нему иск Онохов В.В. указал, что отдал ФИО1 денежные средства по указанному договору, однако договор не был заключен, квартиру в собственность ответчик оформить не смог в связи с выездом продавца, которая оставила договор о приватизации квартиры и техпаспорт. В 1998 году Онохов В.В. передал квартиру предприятию ОРМПП ЖКХ в счет долгов за коммунальные услуги вместе с имеющимися документами. Собственником квартиры не является, иск не признает (л.д. 63).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на ответ нотариуса ФИО2 о том, что 12 июля 1995 года был удостоверен и зарегистрирован в реестре под N договор купли-продажи между ФИО1 и Оноховым В.В. (л.д. 85), на признание ответчиком факта передачи ФИО1 денег за квартиру.
При этом судом указано, что подлежавший применению к государственной регистрации указанной сделки Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ не содержал на дату заключения договора предписания об обязанности покупателя осуществить его государственную регистрацию в органах юстиции, что объясняет отсутствие государственной регистрации права на квартиру "адрес" за Оноховым В.В.
Судебная коллегия находит недостаточными указанные факты для обоснования вывода суда первой инстанции о том, что Онохов В.В. является собственником квартиры и должником по предъявленному иску.
Как установлено районным судом, собственником квартиры "адрес" по справке БТИ от 28 марта 2013 года N значится ФИО1.
12 июля 1995 года был между ФИО1 и Оноховым В.В был подписан и удостоверен нотариально договор купли-продажи названной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из статей 5, 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. Впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру в едином государственном реестре учреждениями юстиции в соответствии с нормами статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежала исполнению в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - с 31 января 1998 года.
До указанной даты подлежали применению нормы ранее действовавшего законодательства, также предусматривающие государственную регистрацию сделок с квартирами.
Согласно пунктам 21, 22 Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт (утверждено постановлением Совмина РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 года N 134), оформление договора купли - продажи квартиры производится в соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РСФСР, после чего он представляется в бюро технической инвентаризации для регистрации и получения регистрационного удостоверения на право собственности.
Судом установлено, что право собственности на квартиру "адрес" по данным БТИ имеет государственную регистрацию за ФИО1.
Наличие доказательств тому, что Онохов В.В. заключил с ФИО1 договор купли-продажи названной квартиры, не подтверждает, что собственником квартиры является Онохов В.В., поскольку в деле отсутствуют доказательства возникновения указанного права у ответчика Онохова В.В. в соответствии с нормой пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Онохов В.В. утверждает, что еще в 1998 году передал квартиру муниципальному предприятию; жилым помещением не пользуется на протяжении более 17 лет. Какие-либо доказательства использования жилого помещения ответчиком либо по его поручению третьими лицами истец не предоставил.
Таким образом, истец не предоставил суду достоверные доказательства тому, что лицом, ответственным за уплату теплоснабжения по квартире "адрес", является Онохов В.В.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска, в связи с чем решение суда подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе во взыскании задолженности по оплате теплоснабжения названного жилого помещения с Онохова В.В.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Охотского районного суда Хабаровского края от 4 февраля 2016 года по исковому заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" к Онохову В. В. о взыскании долга по оплате коммунальных услуг - отменить, апелляционную жалобу Онохова В.В. удовлетворить;
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований акционерному обществу "Теплоэнергосервис" к Онохову В. В. о взыскании долга по оплате коммунальных услуг отказать;
апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу.
Председательствующий Жельнио Е.С.
Судьи Пороховой С.П.
Аноприенко К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.